От «Девушки без адреса» до «Июльского дождя»: 10 лучших фильмов о Москве
С 17 по 22 августа кинотеатр «Художественный» покажет картины в рамках программы «Москва, любовь моя» — шесть фильмов, где столица становится полноправным участником сюжета. Мы решили рассказать о каждом из них и добавили в этот список еще четыре истории — от лирической классики вроде «Покровских ворот» (1982) до культовой «Москва слезам не верит» (1979), чтобы погружение в кинематографическую столицу было полным.
реж. Александр Медведкин
По сюжету молодой архитектор Аркадий (Даниил Сагал) приезжает в столицу, чтобы показать на выставке масштабный проект будущей Москвы. Вместо привычных улиц он предлагает городу новые площади, мосты, парки и здания — все это зритель видит на фантастических макетах, которые в ленте оживают. Но, помимо вдохновения, Аркадий находит в большом городе и любовь, а сама столица предстает как пространство, где мечта о будущем кажется вполне достижимой.
Медведкин сочетает в картине, которая, к слову, долгое время оставалась запрещенной, элементы фарса, музыкальной комедии и городской утопии. Молодые герои здесь так искренне верят в перемены, что заряжают своим оптимизмом. Сегодня этот фильм можно расценивать как памятник эпохе — немного гротескный, но все же трогательный.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
реж. Эльдар Рязанов
Строитель Паша (Николай Рыбников) случайно встречает в поезде Катю (Светлана Карпинская) и влюбляется с первого взгляда. Но в московской суете они теряют друг друга из виду. Все, что он знает, — это имя прекрасной незнакомки и ее род занятий — Катя мечтает стать актрисой.
Поиски приводят Пашу в разные уголки столицы: от стройплощадок до ресторанов, от коммуналок до шумных улиц. Рязанов наполняет историю легким юмором, музыкой и узнаваемыми бытовыми деталями, создавая портрет летней Москвы — суматошной, но гостеприимной. Это фильм о настойчивости, о вере в удачу и о том, как город может помогать в поиске счастья.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
реж. Георгий Данелия
Теплый летний день в компании молодых москвичей и гостей столицы — так можно описать этот фильм одной строкой. Благодаря таланту Данелии и автора сценария Геннадия Шпаликова картина с на первый взгляд незатейливым сюжетом стала символом «оттепельного» кино.
Встреча молодого метростроевца Коли (первая главная роль Никиты Михалкова) с монтажником и начинающим писателем Володей (Алексей Локтев) запускает цепочку случайных событий и разговоров о жизни. Камера с любовью фиксирует бульвары, станции метро, книжные магазины и тихие дворы. В этой истории нет драматических поворотов (руководители киностудии «Мосфильм» даже ругали ленту за «бессюжетность»), но есть ощущение свободы и легкости, которой жила молодежь начала 1960-х.
Песня Андрея Петрова в исполнении Михалкова, в честь строчки из которой и назван фильм, стала неофициальным гимном Москвы, а картина — своего рода открыткой, где столица показана городом романтиков и молодых мечтателей.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
реж. Марлен Хуциев
Фильм Хуциева — один из самых точных портретов новой интеллигенции середины 1960-х. Главная героиня Лена (Евгения Уралова) переживает кризис отношений с женихом Володей (Александр Белявский) и вместе с ним — ощущение, что привычный мир меняется быстрее, чем она успевает это осмыслить. Москва здесь — живая декорация ее внутреннего поиска: улицы, залитые июльским дождем, ожившие дворы, набережные с редкими прохожими. Внимание к деталям и неспешный ритм превращают город в отражение героини — то радостное, то тревожное. Хуциев показывает Москву не как фон, а как соучастника истории, где личные переживания переплетаются с дыханием времени.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
реж. Татьяна Лиознова
Деревенская женщина Нюра (Татьяна Доронина) приезжает в Москву, чтобы встретиться с родственниками, но случайно садится в такси к молчаливому шоферу Саше (Олег Ефремов). Их поездка по столице превращается в тихую историю о взаимопонимании, нежности и мимолетной близости. Москва Лиозновой не парадная, а уютная: окна трамваев, тихие улицы, тень от трех тополей на Плющихе. Это фильм о встрече, которая вроде бы ничего не изменила в судьбе героев, но оставила глубокий след в их душах. В нем есть редкое для кинематографа сочетание простоты и эмоциональной силы.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
реж. Александр Митта
Молодая японка Юрико (Комаки Курихара) приезжает в Москву учиться балету, и история с первых кадров окутывается романтическим флером. Здесь Большой театр становится не просто символом высокой культуры, а местом, где переплетаются личная судьба и большая история. Влюбленность героини в советского архитектора Сергея (Олег Видов) расцветает на фоне теплых московских улиц, где шумит жизнь.
Мелодрама Митты тонко соединяет личное и политическое: любовь здесь соседствует с воспоминаниями о трагедии Хиросимы, а тема памяти становится частью совместного будущего пары. Камера мягко скользит от сверкающих театральных люстр к утренним трамваям, создавая портрет Москвы 1970-х. Этот фильм не просто о чувствах, а о том, как искусство и город могут исцелять.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
реж. Андрей Кончаловский
В визуально насыщенной и пронзительно лиричной картине Андрея Кончаловского Москва в очередной раз становится частью большой истории о любви и утрате. Главный герой Сергей (Евгений Киндинов), возвращается из армии и узнает, что его возлюбленная Таня (Елена Коренева) вышла замуж за друга детства — хоккеиста Игоря (Александр Збруев). Дело в том, что ей по ошибке сообщили: Сережа погиб.
Фильм Кончаловского не просто мелодрама. Это кино, воплощающее дух времени, — герои одеваются по моде и слушают песни Градского. Их эмоции в кадре выглядят такими искренними, словно перед нами не актеры, а обычные люди. Город здесь живет повседневной жизнью, а персонажи движутся в его ритме — гуляют под дождем, ездят метро, сидят в сквере возле дома.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
реж. Владимир Меньшов
История трех подруг, приехавших покорять столицу, охватывает два десятилетия, за которые измениться успевают не только сами героини, но и город. Катя (Вера Алентова) проходит путь от заводской работницы до директора крупного предприятия, но ее личная жизнь остается непростой. Людмила (Ирина Муравьева) рассчитывает познакомиться с обеспеченным и успешным мужчиной — и таким образом решить все свои проблемы. Ну а Тоня (Раиса Рязанова) просто выходит замуж за любимого человека и создает с ним образцовую советскую семью. Сцены с диалогами здесь перемежаются кадрами панорамы города. Второстепенными, но важными «героями» становятся телецентр, сквер на Кропоткинской и высотка на Котельнической набережной.
Фильм получил «Оскар» и до сих пор остается одним из самых узнаваемых кинопортретов Москвы. Город в нем — символ надежд и испытаний.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
реж. Михаил Козаков
В коммунальной квартире в центре Москвы 1950-х кипят страсти более бурные, чем на театральной сцене. Соседи здесь ссорятся, мирятся, разводятся, ревнуют и находят любовь. Главный герой, студент Костик (Олег Меньшиков), оказывается втянутым в этот стремительный водоворот.
Город в фильме — это не только улицы, но и внутренний мир дома, в котором те, с кем вы вынуждены жить под одной крышей, становятся вашей новой семьей и узнают о вас все, хотите вы того или нет. Фильм Козакова — идеализированный портрет времени, открытка из той Москвы, где во дворах играли на баянах, а на скамейках резались в домино.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
реж. Валерий Тодоровский
Москва образца 1955 года в фильме Тодоровского полна ярких красок, музыки и танцев. История разворачивается в годы перед «оттепелью» — Сталин уже умер, но культ личности еще не разоблачен Никитой Хрущевым. Молодой комсомолец Мэлс (Антон Шагин) знакомится с компанией стиляг и открывает для себя мир джаза, моды и людей, которым удается быть свободными даже в советской стране. Контраст между серой «официальной» столицей и той ее частью, где процветает подпольная контр-культурная жизнь, создает особое напряжение. В фильме есть все, чтобы стать кассовым хитом (им он и был в нулевые), — музыка, любовная линия, историзм и сюжет, в котором поднимаются темы не только личные, но и социальные. Москва в «Стилягах» — арена борьбы за право быть собой.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Другие истории
Подборка Buro 24/7