Март завершился одним из значимых арт-событий Азиатско-Тихоокеанского региона — 12-й ярмаркой современного искусства Art Basel Hong Kong, которую разместили на двух этажах и в нескольких секторах с определенной тематикой. В специальном репортаже для BURO. PR-директор фонда и галереи Ruarts Анна Судец рассказывает об участниках-фаворитах и знакомит с яркими именами экспозиции.
Азиатская галерея, существующая с 1989 года и имеющая сегодня выставочные площадки в Южной Корее и Китае, уже не в первый раз показывает на своем стенде корейскую художницу Ли Чинджу с ее потрясающими изображениями рук. Подробно, почти дотошно следуя традиционным корейским техникам живописи (небеленый хлопок, натуральные пигменты и животный клей), она исследует темы памяти и травмы. Серии работ на черном фоне Ли называет «черной живописью» — и изображает части тел, чаще всего кисти рук, будто вырванные из контекста и темноты. Это очень личные истории или воспоминания, отвечающие на вопрос: «Что мы хотим забыть, а что трепетно собрать в ладони и пронести с собой на всю жизнь?» Уже второй год она моя главная фаворитка, в мечтах — заполучить «ладошки» в личную коллекцию.
Основанная на Тайване в 2014 году, галерея занимается продвижением локальных художников на мировой сцене. На Art Basel она представила работы тайваньского автора Huang Po-Chih, осмысляющего социальные темы через призму личного опыта и семейного наследия. Трогательный на первый взгляд проект «Слон в шкафу» рассказывает болезненную историю работников швейной промышленности Китая, Гонконга, Южной Кореи и Тайваня с 1960-х годов до наших дней.
Здесь будет полезна небольшая историческая справка. Во время Второй мировой войны в китайской армии служили не только люди, но и слоны. Самый знаменитый из них, Lin Wang, после службы прожил большую часть своей долгой жизни (86 лет!) в зоопарке Тайбэя и был, несомненно, самым популярным и любимым животным на Тайване. Несколько поколений тайваньцев ласково называли его «дедушка Линь Ван». В серии черно-белых фотографий мать художника и еще одна швея из Сеула принимают «слоновьи позы», как бы разыгрывая метафору словосочетания «синий слон», отсылая, с одной стороны, к историческому контексту, с другой — к опухшим, окрашенным в синий цвет рукам рабочих на швейных фабриках. К созданию проекта автор привлек своих детей, переосмысляющих историю страны и своей бабушки. Главную инсталляцию — огромного воздушного змея в форме слоника — сопровождают детские записки с просьбой не идти сегодня на работу и взять выходной, а также истории мамы о ее прошлом и сказка о Линь Ване.
Основанная в 1971 году в Вене благодаря искусствоведу Урсуле Кринцингер, галерея на минувшей ярмарке посвятила стенд женщине, которая сделала слово «перформанс» почти что синонимом своего имени — Марине Абрамович. Институция сотрудничает и дружит с художницей с 1975 года, ровно 50 лет, а ее направления работы как раз перформативные практики и искусство, связанное с телом, с одной стороны, и акционизм — с другой.
На экспозиции были представлены и фотографии, сделанные во время разных перформансов Абрамович, и автопортреты акционистки, например из серии «С закрытыми глазами я вижу счастье». Особенно впечатляют кадры из проекта «Энергетическая одежда», снятые специально для выставки, прошедшей в галерее в 2023 году. Художница создала работы, ритуализирующие простые действия повседневной жизни. Энергетическая одежда, а именно конусные шляпы высотой более метра из шелка разных цветов, призывали активизировать различные психологические состояния, в том числе подарить носящему магические силы, ведь со времен Средневековья в них изображали ведьм.
Относительно молодая галерея появилась в 2017 году в самом центре Сеула, и последние восемь лет стремится стать платформой по продвижению и поддержке современных локальных художников, работающих с остросоциальными темами. В Гонконг P21 привезла настоящий, живой и даже в каком-то смысле злой проект художницы Шин Мин под названием «Фу! Волосы в моей еде!». На протяжении всей карьеры Мин исследует реалии, с которыми сталкиваются женщины, работая в основном на низкооплачиваемых должностях в сфере услуг. В этот раз она поднимает табуированную тему волос не только на человеческом теле, но и в еде. Женщины, трудящиеся в общепите, обязаны поддерживать безупречный внешний вид, носить сетки для волос и соблюдать строгие правила ухода за собой. Через эти ограничения автор раскрывает тему «женственности», требуемой от работниц, и их подчиненный социальный статус.
В качестве основного материала художница всегда использует бумагу, но в этом проекте она добавила картонные коробки, упаковочное сырье и другие предметы. Объем инсталляции и гневные мордашки бумажных скульптур в первую очередь привлекают внимание, а уже потом, выдернув нас из ярмарочной толпы, рассказывают о несправедливости общества, угнетающего женщин. Интересный подход к не самой приятной теме — настоящее открытие.
Индонезийские художник Дэви Линггар и архитектор Андра Матин, не первый раз работающие друг с другом, представили в Гонконге новый проект с красивым названием и значением — «=/=». Получился довольно динамичный обмен мнениями между живописью и архитектурой, где изображения и пространство соприкасаются друг с другом. Матин создал открытый каркас для экспонирования работ Линггара — маленьких чувственных изображений, которые как будто соединяют всю деревянную конструкцию и не дают ей развалиться прямо на наших глазах. Это своеобразная игра с балансом, как физическим, так и метафорическим. Хороший пример, как архитектурное решение выставки может быть полноценной частью экспозиции, усиливая и дополняя заложенные в нее смыслы.
02.04.25, 18:00