КОГДА
до 10 августа
ГДЕ
Москва, LIMÉ Gallery
Первая коллективная экспозиция галереи, посвященная детскому восприятию окружающего мира. Она объединила работы девяти художников, связанные общей темой, но выполненные в разных техниках и формах: от хрустальных арт-объектов и металлических скульптур до гравюр и инсталляций. Среди участников — Александра Пацаманюк, Иван Горшков, Родион Китаев, Арина Шабанова, Ирина Корина, Дарья Барыбина, Яков Хомич, Маша Lam и Людмила Баронина. Куратор проекта — галерея SAMPLE. Произведения создавали на основе интуитивного опыта, памяти, телесных ощущений и наблюдений за повседневной жизнью. Яков Хомич, например, выставляет картины из серии «Мир Хейли». В центре внимания — девочка, в глазах которой мир выглядит как одушевленное пространство, наделенное памятью и чувствами. А Дарья Барыбина обращается к теме памяти — изображает сцены из повседневной жизни, в которых превращает обычных людей в героев новой мифологии.
КОГДА
до 24 августа
ГДЕ
Москва, Музей Москвы
Продолжение выставки-хита «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х» расскажет подробнее об одной из своих героинь Александре Бычковой — художнице, покорившей зрителей мерцающими текстильными панно и виртуозными вышивками. Ее творчество показывали в зале «Художница и муза» — Бычкова была женой известного советского скульптора Сергея Кольцова. Современники не воспринимали семейную пару как творческий тандем, и совместных проектов у них не было. Однако, взглянув на работы обоих, можно уследить визуальные отсылки и смысловые связи — как художники они формировались сообща, нащупывая общие позиции в искусстве модернизма. В основе экспозиции лежат две ретроспективные творческие линии, которые постоянно пересекаются и, наоборот, расходятся. Идем знакомиться с деятельностью каждого из них по отдельности и в то же время улавливать в их живописи, скульптуре, графике и предметах дизайна точки соприкосновения.
КОГДА
до 16 ноября
ГДЕ
Москва, дом культуры «ГЭС-2»
Ольга Чернышева — одна из тех наблюдательных и тонких современных художниц, которые умеют находить точные метафоры для повседневной жизни. Несмотря на мировую известность автора, «Улица сна» станет ее первой масштабной выставкой в России. Более двухсот классических и новых произведений, в том числе созданных специально по заказу фонда V–A–C, — фотографии, видео, инсталляции, живопись, рисунки — объединили отголоски повести Антона Чехова «Степь» и темы мечтаний и сновидений. Логику отбора и экспонирования работ институция определяла стремлением не столько рассказать творческую историю, сколько инсценировать в пространстве дома культуры символический мир художницы.
КОГДА
до 28 сентября
ГДЕ
Москва, Третьяковская галерея
Монографическая выставка одного из крупнейших русских живописцев первой четверти XX века Бориса Кустодиева знакомит с ключевыми произведениями мастера, которые характеризуют динамику его развития. Расположившаяся на втором и третьем этажах Инженерного корпуса экспозиция объединит около 180 работ художника из крупнейших музеев России и Белоруссии и частных собраний: живопись, графику, театральные эскизы и скульптуру. Проект открывает тематическая зона «Семья», которая включает портреты жены и детей мастера. Следующий раздел посвящен «Стране Кустодии», вымышленному миру оживленных улиц, заснеженных ярмарок и уютных городских пейзажей. Особое внимание уделено сценографическому наследию Кустодиева. В разделе «Театр» выставлены редкие эскизы к спектаклю «Блоха» для 2-го Московского художественного академического театра (современный РАМТ) и Большого драматического театра в Ленинграде (сейчас — БДТ имени Товстоногова).
КОГДА
до 13 июля
ГДЕ
Москва, Фонд Андрея Чеглакова
Персональная выставка Бориса Кочейшвили — одного из самых заметных художников-семидесятников — приурочена к 85-летию мастера, чье искусство формировалось в атмосфере творческого общения с Дмитрием Приговым, Фазилем Искандером и Эдуардом Лимоновым. Название отсылает к рассказу Владимира Набокова, в котором герой стремится попасть в идеальный пейзаж — облако, озеро, башня — и остаться в нем навсегда. Этот образ точно соотносится с миром, который Кочейшвили создавал всю жизнь: замкнутое, интимное пространство мастерской, наполненное тишиной, ясной структурой образов и личной поэтикой. Начав путь в период хрущевской оттепели, к 1970–1980-м годам Кочейшвили выработал собственный пластический язык. Его произведения экспонировались на ключевых международных выставках, включая значимый проект «Прямо из Москвы!» в Нью-Йорке (1987) и Chicago International Art Exposition (1986).
КОГДА
до 20 июля
ГДЕ
Москва, Центр «Зотов»
Проект, посвященный творчеству участников фотообъединений «Октябрь» и РОПФ, существовавших до 1932 года, собрал более 110 ценных экспонатов — от знаковых работ культовых Александра Родченко, Бориса Игнатовича, Аркадия Шайхета и Якова Халипа до разворотов журналов с кадрами неизвестных широкой публике авторов, чьи снимки остались только на бумаге. Важное место занимает художественная критика 1920–1930-х, показывающая, что искусство — это всегда дискуссия. Эта выставка — попытка рассказать о последнем взлете конструктивистской фотографии перед утверждением в советском искусстве метода социалистического реализма, завершившего все авангардные эксперименты. Посетитель сам решает, начать просмотр с творчества «Октября» или с РОПФа. Пространственное решение подчинено кураторскому размышлению о путях развития изобразительного языка двух группировок и ключевому вопросу: существовало ли на самом деле между ними непримиримое противоречие?
КОГДА
до 1 июня
ГДЕ
Москва, Kupol Gallery
Кураторы Андрей Бартенев и Виктория Михопулу собрали работы более 50 художников, объединенных темой цирка, и предлагают зрителям перенестись в атмосферу праздника и карнавала. Мир ярких красок, позитивной энергии и безудержного веселья оживает на холстах Натальи Нестеровой, Эрте, Данилы Полякова, Кати Щегловой, Тани Токун и Зураба Церетели, на фотографиях Ирины Воителевой, Елены Кулаковой и Влада Мамышева-Монро. А еще в скульптурах Виктора Гоппе, Юлии Че, Глеба Ольховика, Сергея Бондарева и видео-арте Грибного Принца, Славы Волкова и Ольги Тобрелутс. Жемчужина выставки — коллекция обложек испанского многопрофильного журнала Nuevo Mundo 1920-х годов, а также советские цирковые афиши и дизайнерские костюмы Филиппа Киркорова.
КОГДА
до 15 июня
ГДЕ
Москва, VS Gallery
Творчество трех художников — Данила Карамушкина, Рината Абдрахманова (Rinatto l'bank) и легенды российской арт-сцены Сергея Бугаева-Африки — переплелось в выставке-диалоге о современных технологиях, философских концепциях и цифровом искусстве. Особенностью экспозиции стал озаглавивший ее совместный проект Rinatto l'bank, известного экспериментами с нейросетями, и Сергея Бугаева, чье творчество давно является классикой современного искусства. Вместе они исследуют тему космизма через призму ИИ и наследия русского авангарда, отсылая к философским трудам Казимира Малевича. В сотворчестве строятся мост между прошлым и будущим, где технологии — инструмент для переосмысления классических тем: бесконечности и трансцендентного.
КОГДА
до 29 июня
ГДЕ
Москва, центр современного искусства «Винзавод»
Работы 42 художников, среди которых Владимир Потапов, Леонид Цхэ, Роман Сакин, Владимир Чернышев, Платон Инфанте, Саян Байгалиев и Миша Гудвин, представляют собой исследования вопросов зрения и видимого. Куратор Сергей Хачатуров предлагает рассмотреть новые способы пространственно-временной коммуникации с миром, сместить фокус внимания с центрального зрения на периферийное и с помощью обходных зрительных путей, зеркал, косых траекторий, фасеточного зрения и других фрагментаций обнаружить мир, который нельзя увидеть прямым взглядом. Участники экспозиции работают с обозначенной темой в самых разных аспектах: от потребления информации в современном мире до поколенческого следа, оставленного на полу квартиры, от световых преломлений до отпечатка художественного образа на сетчатке глаза.
КОГДА
до 8 июня
ГДЕ
Москва, галерея Ruarts
Первая персональная выставка фотохудожника Алексея Партолы — это 19 снимков, сделанных в разных точках мира: в Москве, Санкт-Петербурге, на Соловецких островах, в Красноярске, Берлине, Париже, Гонконге, Сеуле, Токио, Бали. Кадры не просто изображают здания и пейзажи, но исследуют состояние перехода — как физического, из одного пространства в другое, так и метафорического. Партола, работающий как с аналоговой, так и цифровой фотографией, создает визуальные нарративы, которые затягивают зрителя через порталы в другой мир. Вдохновленный образом путников из произведения Кафки «Железнодорожные пассажиры», Алексей обращается к теме отчужденности и экзистенциальной метаморфозы, где архитектура превращается в арену тихой, но тревожной борьбы между внутренним миром человека и холодной безличностью мегаполиса. Генеральным информационным партнером выставки выступает BURO.
КОГДА
до 28 мая
ГДЕ
Москва, галерея pop/off/art
Выставка Петра Дьякова — первый персональный проект художника в Москве. Автор обращается к исследованию понятия человеческого в контексте темной экологии: превозносит объект над субъектом, материал — над готовым произведением, скульптуру — над ее создателем. Площадка галереи на время выставки станет тотальной инсталляцией. Арт-объекты, видео, живопись и скульптура, созданные специально для экспозиции, интегрированы в пространство. Они вдохновлены природными ландшафтами: призрачным лесом, глиняным карьером, зарослями. Идея разрушения, возвращения к природе и в то же время единения с материалом находит развитие в первоклассной пластике художника и уже узнаваемом его приеме — использовании слепков рук. В поисках новых образов автор приходит к переосмыслению глины как самостоятельного материала, как части пейзажа, а не произведения. Дьяков-скульптор беспристрастно и по-новому смотрит на привычный ему процесс работы — через понятия бренности и недолговечности. В новом проекте идея отстранения и бегства от действительности найдет пересечения с темами уединения и забвения.
КОГДА
до 1 июня
ГДЕ
Москва, галерея Vladey
В новой серии живописных полотен Влад Кульков продолжает эмпирическое исследование природных явлений. Находки колорита и композиции в масштабных холстах художника кажутся безупречными, как сама природа, за которой он пристально наблюдает. Образы для работ автор ищет в путешествиях: именно там он находит глубокую связь с окружающим миром, цвета и пластические решения. Создавая серию, он вдохновлялся Грузией. Кульков сравнивает свой метод работы с камерой-обскурой, протоустройством для создания оптических проекций — так появилось название выставки. Художник воспринимает скалы, мхи, кроны деревьев, следы змей, русла рек как паттерн, язык природы. И если невозможно научиться говорить на нем, то можно проявлять в картинах по принципу камеры-обскуры. Сам Кульков говорит: «Я гонюсь за невозможным, пытаясь поймать грезы».
Другие истории
Подборка Buro 24/7