Карнавальные костюмы и виртуальная мифология: куда идти и что смотреть в музеях в октябре

Новый арт-сезон в разгаре, так что берем на заметку главные открытия месяца и отправляемся смотреть фиджитал-искусство, фэшн-фотографию и отборный нонконформизм. Бонусом — выставки как предлог для путешествий в любимый Нижний или в нетривиальное Подмосковье.


«ЕВГЕНИЙ ГОРОХОВСКИЙ. МЕЖДУ КОНКРЕТНЫМ И БЕСПРЕДЕЛЬНЫМ»

КОГДА

до 14 декабря


ГДЕ

Москва, ММОМА на Петровке, 25

Евгений Гороховский — знаковый представитель фото- и гиперреализма, который при этом писал своеобразные философские сюжеты, где реалистичные элементы только усиливали глубину погружения в его самобытный мир, полный литературных и мифологических отсылок. Чтобы дать возможность этот мир исследовать, ММОМА совместно с галереей pop/off/art собрал более 70 работ художника из полутора десятков музейных и частных коллекций — получилась емкая ретроспектива, отражающая разные этапы его творческого пути. В сентябре мы уже советовали заглянуть на небольшую выставку ранних работ Гороховского в галерее pop/off/art, а теперь о творчестве мастера можно составить комплексное представление.


Евгений Гороховский, «Вторая страница альбома», 1991
Евгений Гороховский, «Интервал предчувствия», 1999

«АНЯ ЖЕЛУДЬ. ВДОХ ВЫДОХ» И ДРУГИЕ ВЫСТАВКИ В МАММ

КОГДА

до 30 ноября


ГДЕ

Москва, «Мультимедиа Арт Музей»

В «Мультимедиа Арт Музее» открылся новый выставочный сезон — пять экспозиций, среди которых особенно стоит обратить внимание на проект «Вдох выдох». Это персональная выставка Ани Желудь, которой не стало летом 2025 года — художница ушла из жизни в возрасте 43 лет, но оставила после себя огромное творческое наследие. Она смогла выработать узнаваемый и предельно лаконичный визуальный язык. В числе прочего Желудь создавала контурные объекты из металлических прутьев, как бы материализуя из воздуха идею предмета — стола, стульев, кровати, платья. Суровая арматура в ее произведениях становилась метафорой невидимых связей, пронизывающих окружающий мир.

Кроме этого проекта, в МАММ можно будет увидеть выставку классика российского современного искусства Андрея Гросицкого «Опознанный объект», приуроченную к его 90-летию, экспозицию «Спасибо вам, что были с нами» Владимира Грига, документальный фотопроект Ивана Филатова «История села Ижевское. 1890-е — 1930-е годы» и «Фундаментальный лексикон. Современное российское искусство из коллекции Фонда Синара» с работами Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова и других классиков отечественного совриска.

Аня Желудь, «Тряпка», 2010
Аня Желудь, «Схема пространства элементарного счастья», 2007

ОБНОВЛЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИЙ В ПРОСТРАНСТВЕ CUBE

КОГДА

до 26 октября


ГДЕ

Москва, Cube.Moscow

Арт-платформа Cube — конгломерат галерей, которые по традиции разом меняют свои экспозиции каждые полтора месяца, так что сейчас в пространстве открылось сразу 13 новых выставок. В большом зале разворачивается групповой проект «Дивный сад» — взгляд на искусство в расширенном поле, где авторское видение проявляется через синтез прикладного искусства, живописи, графики, фотографии. Галерея Arts Square Gallery открывает проект «Московские нонконформисты. Поиск идентичности» со срезом советского неофициального искусства и такими знаковыми именами, как Анатолий Зверев, Евгений Чубаров, Борис Свешников, Леонид Фейгин и не только. В галерее M.A.R.S.H. — персональная выставка Надежды Войновой «…и это оно» с минималистичной абстракцией, а в TRIPTYCH Gallery — экспозиция Юлии Кривозубовой «Яблоки и груши» с яркими работами на тему детства и сказок. И это только несколько хайлайтов.

Дмитрий Солнцев, из серии «Магнолии», № 2, 2019
Надежда Войнова, «Про время», 2024

«ВСЕ НА УЛИЦУ!»

КОГДА

до 1 марта


ГДЕ

Москва, Галерея Люмьер

На заре фэшн-фотографии как жанра мастера работали исключительно в студиях, с выверенным светом и статичными позами моделей. Все изменилось, когда фотографы рискнули выйти на улицу. Именно тому, как развивалась уличная модная фотография с середины XX века до наших дней, и посвящена камерная выставка в Галерее Люмьер, созданная совместно с фондом Still Art. Покажут работы Мелвина Соколски, Хельмута Ньютона, Ги Бурдена, Патрика Демаршелье и других мэтров. Каждый из снимков стал знаковой вехой, ведь модные съемки не просто показывали одежду, но отражали социальные и культурные изменения, достижения промышленности, то есть весь контекст эпохи. На выставку лучше всего идти с экскурсией: мы уже рассказывали о самых интересных кадрах, но будет шанс узнать и о других.

Mелвин Сокольски, Lumiere street B&W, 1963
Патрик Демаршелье, Linda. New York, 1995

«(НЕ)ВИДИМЫЙ ГОРОД М.»

КОГДА

до 7 января


ГДЕ

Москва, музейный центр «Масловка. Городок художников»

В 1920–1930-е годы в Москве, недалеко от Петровского парка, появилась первая в мире арт-коммуна — Городок художников на Масловке. Он занимал целый квартал, объединял около 150 мастерских и примерно столько же квартир, и там создали все условия для того, чтобы художники могли работать, не думая о бытовых вопросах. В свое время в городке жили и творили Владимир Татлин, Александр Лабас, Александр Тышлер, Юрий Пименов, Игорь Грабарь, Эрнст Неизвестный, Вадим Сидур и другие знаковые авторы. Теперь на Масловке открывается Музейный центр, посвященный феномену Городка художников, и первая выставка — «(Не)видимый Город М.» — как раз соберет свыше 50 авторов из разных поколений обитателей Масловки. В экспозиции покажут более сотни произведений и артефактов, включая картины и скульптуры, бытовые предметы и даже карнавальные костюмы. И это будет не только историческое исследование, но и мифологическое погружение в жизнь места столетней давности.

Музейный центр «Масловка. Городок художников»
Музейный центр «Масловка. Городок художников»

«ПОДУЙ, ПОЖАЛУЙСТА, И В МОЮ СТОРОНУ»

КОГДА

до 1 ноября


ГДЕ

Москва, ART&BRUT

Сашу Браулова можно отнести к уличным художникам, хотя работает он с необычным медиумом — вышивкой. Чаще всего его работы — небольшие кусочки ткани с вышитыми гладью сюжетами, отсылающими к детству, кино и музыке, порой немного абсурдными, но неизменно добрыми и с подбадривающими фразами. Художник размещает их в неожиданных местах, на стенах домов и фонарных столбах в родном Петербурге. На выставке в галерее ART&BRUT можно будет увидеть новую серию вышивок: название «Подуй, пожалуйста, и в мою сторону» напоминает, что любую боль можно облегчить, если подуть, а еще о ветре как спутнике путешествий и сильной стихии.

Саша Браулов, «Попутного ветра!», 2025
Саша Браулов, «Надежду не задуть», 2025

«ЭМЕРДЖЕНТНЫЕ МИФОЛОГИИ: АРХАИКА В ЭПОХУ ЦИФРОВОГО КОДА»

КОГДА
до 30 ноября


ГДЕ

Москва, Lumin, апартамент № 36

Первая в России галерея фиджитал-искусства VS Gallery в новом выставочном проекте исследует совсем, казалось бы, противоположную современности тему — миф и архаику. Мифология удивительным образом продолжает быть одним из источников, к которому художники раз за разом обращаются. Это открытый код, доступный для перепрограммирования, если говорить о цифровом искусстве, а средневековые сюжеты и античные мотивы легко сплетаются с виртуальной реальностью. На новой выставке четыре художника — Данил Карамушкин, Kirill Rave, Rinatto L'bank и Julia Cyberflora — предложат свой вариант того, как эти нарративы можно пересобрать, если смотреть на них через диджитал-призму.

Kirill Rave, эскиз к работе «Железный голем», 2025
Rinatto L'bank, из цикла «Новая мифология», 2025

«СНЫ, ЧТО ВИДЯТ ЛИШЬ ИВЫ И ПТИЦЫ»

КОГДА

до 30 ноября


ГДЕ

Москва, Lumin, апартамент № 36

В последнее время усиливается тенденция выхода искусства из галерейных пространств: все чаще поп-ап-выставки проводят в магазинах, шоурумах, библиотеках, а теперь еще и в жилых апартаментах. Камерная экспозиция, которую галерея Postrigay Gallery разворачивает в клубном доме Lumin, представляет серию работ Анны Деминой, посвященную летнему утру. Лето закончилось, но его жалко отпускать, и мы вспоминаем туманные рассветные минуты, когда пейзаж только-только проступает из дымки. Работы художницы как раз об этом, они медитативные и умиротворяющие — именно то, чего в подступающей осенней серости начинает не хватать.

Анна Демина, «Середина лета», 2025 

Анна Демина, «В звонком лесу, озеро нашли молчаливое», 2025

«ПУРПУРНЫЕ РУКАВА»

КОГДА
до 16 ноября


ГДЕ

Нижний Новгород, «Терминал А»

Интересные открытия этой осенью можно сделать не только в Москве. Вовсю продолжает разворачиваться Биеннале частных коллекций, в рамках которой коллекционеры представляют широкой публике свои собрания, нередко впервые — редкий шанс увидеть жемчужины совриска. Так что на этот раз отправляемся в Нижний Новгород, где в центре современного искусства «Терминал А» открылась выставка «Пурпурные рукава» с ключевыми произведениями из собрания основательницы Grabar Gallery Натальи Грабарь. В экспозиции можно будет увидеть работы главных московских концептуалистов: Юрия Злотникова, Олега Целкова, Франциско Инфанте, Виктора Пивоварова. А также творчество наследующих им представителей молодого поколения — от первых деревянных объектов команды «ТОЙ» до текстильных панно Ульяны Подкорытовой.

Олег Целков, «Двулицый», 1981
Виктор Пивоваров, «Меланхолия», 1985

«РЕЗОНАНС»

КОГДА
до 4 ноября


ГДЕ

Черноголовка, разные площадки

Что вы знаете о подмосковном городке Черноголовка, кроме знаменитых напитков? На самом деле, это наукоград, который основали вокруг вынесенных за пределы Москвы институтов, и сейчас в городе функционирует семь НИИ. Творческая жизнь Черноголовки тоже всегда была богатой, так что новая арт-резиденция «Гало» выросла на благодатной почве: кураторы позвали молодых художников, чтобы те смогли погрузиться в научное наследие и переосмыслить его через искусство. Несколько месяцев участники первого сезона работали над проектами, наблюдали за процессами в физико-химических лабораториях, и теперь результат можно увидеть на отчетной выставке. Интересно, что проект рассредоточен по городу: часть экспонатов можно посмотреть в помещении бывшего ЗАГСа с витражными окнами, другую — в Доме ученых, а третью — в корпусе общественного назначения института проблем химической физики, самого крупного НИИ в Черноголовке. Так что это отличная возможность еще и познакомиться с модернистской архитектурой города.

Мария Инькова, из проекта Lucida Morgana, 2025
Дарья Неретина, из проекта «Сад памяти 2.0», 2022

Варя Баркалова

01.10.25, 12:58