Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай делится впечатлениями от превью ярмарки молодого искусства.
колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op-Pop-Art
Blazar стартовал уже в шестой раз — и на высокой ноте. По сравнению с прошлыми выпусками ярмарки стало больше цвета и больше жизнеутверждающего искусства. Получила огромное удовольствие от превью, расскажу, какие тенденции заметила и какие имена записала себе в хайлайты.
В этом году участники серьезно подошли к оформлению стендов. На blazar всегда душно, и в этот раз вентиляторы стали частью концепции. Например, нижегородские художники собрали из них целую стену, с развевающимися в потоке воздуха полосками синей ткани — сказали, что привезли в Москву волжские ветра. А на стенде моей галереи Postrigay Gallery мы решили воссоздать антураж жилой комнаты и вписали в дизайн акцентную дверцу.
В первый же день продажи были очень хорошими. Знаю, что «Артишок» распродал всю керамику Веры Латышевой, на стенде Postrigay Gallery случился солдаут Вари Щуки, которая работает с 3D-искусством. Наша галерея в этом году показывает ее серию «Настоящий домосед» — небольшие комнаты-убежища с мельчайшими деталями интерьера.
Что касается трендов, то один из них оформился в этот раз очень четко — это обращение художников к русскому культурному коду. По понятным причинам российское искусство в последние годы ищет свою идентичность, и в этом процессе авторы уже научились извлекать глубокие смыслы. В секции дизайна участники из Нижнего Новгорода продемонстрировали умение работать с шитьем и резьбой. Очень тронули произведения Ивана Серого — по мотивам традиционных пряничных досок из Городца.
На стенде центра современной культуры «Смена» есть керамика Надежды Риговой. В этих арт-объектах видится отсылка к елочным игрушкам середины ХХ века вроде ватного деда-мороза. Это один из тех символов, которые зашиты у нас где-то глубоко внутри: даже если вы не жили в те времена, все равно испытываете трепет, когда видите эти образы.
Дебютировала на blazar галерея «Тихо» — на ее стенде особенно привлекают внимание текстильные работы Вики Хаданки из серии «Пар». С их помощью она рассуждает о влиянии человека на природу. В самом названии есть связь с земледелием — это поле, которое оставляют незасеянным, чтобы земля отдохнула.
Порадовало и то, что художники с крепкой академической школой стали создавать актуальное фигуративное искусство. В связи с этим отмечу работы Кеши Гусевой, Алины Буглеевой и Владислава Семенкова, которого показали Set Projects. Есть повод поздравить эту галерею с удачной находкой! У мастера явно серьезный бэкграунд и сумасшедшая насмотренность. Вижу в его работах отсылки и к Возрождению, и к Александру Дейнеке, и к Полю Гогену, и к Кузьме Петрову-Водкину.
К слову, таких диалогов художников с коллегами из прошлого подметила довольно много. А мне всегда приятно замечать в произведениях наслоения разных времен и контекстов. Например, PiranesiLab показывает Никиту Филиппова, и у него получается очень нестандартная интерпретация тиражного искусства XVI века. В этом чувствую невероятную силу, даже несмотря на то, что blazar — про молодых авторов.
У галереи Mute представлена серия женских профилей Кристины Палетт. Увидела их — и сразу вспомнила портреты девушек Пьетро Ротари, будто бы и одинаковые, но у каждой есть свой характер. А некоторые произведения Палетт похожи на фаюмские портреты из Египта I–III веков.
На этом же стенде — прекрасная Евгения Бардина. Ее серия вдохновлена художественной гимнастикой. Она не буквально про спорт, но про сочетание силы и хрупкости. Сама художница старалась передать в этих работах вайб фильмов «Черный лебедь» и «Тоня против всех». Например, на одной из картин — девушка с закрытыми глазами. Это тот момент, когда выступление закончилось, спортсменка замерла — вот-вот станет ясно, победила она или провалилась.
Кроме того, blazar, да и в целом ярмарки современного искусства, — возможность понаблюдать, как авторы растут. Рада была видеть Арину Шабанову — за ее искусством слежу с 2022 года. За это время она «прокачалась» в мастерстве, но сохранила узнаваемость. В секции дизайна Шабанова сделала классную коллаборацию с Lamoda — там есть ее свечи и дорожка для сервировки стола.
Еще один герой blazar для меня — Артур Кривошеин, выпускник Бауманки, инженер, скромный и невероятно талантливый. Как сейчас помню пустые стены на стенде a–s–t–r–a в 2022 году после того, как коллекционеры раскупили все произведения Артура. Очень приятно, что он растет и развивается.
Трепетным моментом для меня был также перформанс резидентки моей галереи Марии Джонас Фарел на стенде Nevidimaya lab. Она создала очень многослойный арт-объект — изготовила 543 фарфоровые рисинки и расписала их, сделала керамическое панно, а на нем засечки под каждую крупицу. На перформансе художница положила каждую рисинку на свое место, вживую показывая недооцененный, невидимый женский труд. Эту работу дополняет ароматическая композиция, которая символизирует тишину, — ноты белого чая, соли, шалфея и хлопка.
Напоследок скажу: не проходите мимо кабинета графики Паши Бумажного. Хотя, честно говоря, пройти мимо сложно. Здесь на полках расставлены графические работы художника. Достаете понравившуюся, набираете ее номер на дисковом телефоне — и слушаете максимально фантасмагоричный комментарий самого Паши о произведении. Очень рекомендую!
10.09.25, 18:57