Мораль, насмешка и всепобеждающая любовь: семь экранизаций Оскара Уайльда

Оскар Уайльд — один из ключевых драматургов Викторианской эпохи, знаковый представитель эстетизма и модернизма в литературе. При жизни писателя его одновременно и яростно критиковали, и с восторгом принимали в любом лондонском салоне, но, так или иначе, его творчество никого не оставляло равнодушным. Пьесы Уайльда охотно ставили в театрах, а впоследствии закономерно экранизировали — собрали семь из них по случаю дня рождения автора. 

«ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ» / THE PICTURE OF DORIAN GRAY

(1945)                                     /////

реж. Альберт Левин


Самый, пожалуй, известный роман Оскара Уайльда о юноше, чей портрет стареет вместо героя, экранизировали три десятка раз — от немых экспериментов начала ХХ века (половина из них не сохранилась, в том числе версия Всеволода Мейерхольда) до историй из нулевых, где действие перенесено в современность. Культовой стала версия 1945 года режиссера Альберта Левина: черно-белая картина, эстетически выверенная, как и сам роман, получила несколько номинаций на «Оскар», хотя в итоге статуэтка досталась только оператору. У фильма есть расхождения с оригиналом, но сохранена атмосфера. Здесь пафос старого Голливуда встречается с викторианским — коктейль выходит мощный.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Источник: IMDb

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

«ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ»

(1968)                                     /////

реж. Виктор Турбин, Надежда Марусалова (Иваненкова)


Уайльд был отличным драматургом и написал немало пьес, но «Портрет Дориана Грея» — роман-притча, что, впрочем, не помешало переложить его и на театральный лад. В СССР традиция телеспектаклей была особенно сильна, поэтому в историю советских адаптаций Уайльда прочно вошел гибрид кино и театра, сценарий к которому написал Виктор Турбин, а поставила Надежда Марусалова — специалист именно по телеспектаклям. Советский «Портрет» 1968 года удивительно близок к оригиналу: некоторые диалоги перенесены из книги целиком, а еще огромное внимание уделяется мимике, взглядам, паузам, так что театралам понравится не меньше, чем киноманам.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Источник: kino-teatr.ru

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

«ИДЕАЛЬНЫЙ МУЖ» / AN IDEAL HUSBAND

(1999)                                     /////

реж. Оливер Паркер


Пьеса «Идеальный муж» вобрала в себя атмосферу Лондона 1890-х с его интригами и ханжеством: преуспевающий министр и примерный семьянин скрывает от супруги свое темное прошлое, дерзкая шантажистка грозится его разоблачить, если он не пролоббирует нужный ей закон, а друг главного героя разрывается от противоречивых чувств к разным женщинам. В театрах эта комедийная мелодрама имела небывалый успех, а у Оливера Паркера получился отличный фильм по ее мотивам — со звездным составом в лице Кейт Бланшетт, Минни Драйвер, Руперта Эверетта и Джулианны Мур.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Источник: MUBI

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Источник: IMDb

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

«КАК ВАЖНО БЫТЬ СЕРЬЕЗНЫМ» / THE IMPORTANCE OF BEING EARNEST

(2002)                                     /////

реж. Оливер Паркер


Через пару лет после «Идеального мужа» Паркер взялся экранизировать еще одну комедию Уайльда — «Как важно быть серьезным». И снова с отличным актерским составом: кроме любимца режиссера Руперта Эверетта роли сыграли Колин Ферт, Риз Уизерспун и Джуди Денч. Здесь опять наблюдаем совмещение хитро сплетенного сюжета с классическими приемами комедии нравов: двое мужчин никак не могут быть честными со своими избранницами и то и дело представляются выдуманным именем Эрнест (тут заложена словесная игра: английское слово earnest — «серьезный» — звучит так же). Фильм Паркера критиковали как слишком поверхностный по сравнению с оригиналом, но получилась приятная романтическая комедия, которая непременно спасет осенний вечер: будет много фарса и неизменный хеппи-энд.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Источник: IMDb
Источник: Netflix

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

«ХОРОШАЯ ЖЕНЩИНА» / A GOOD WOMAN

(2004)                                     /////

реж. Майк Баркер


Еще один ромком снят Майком Баркером по мотивам пьесы «Веер леди Уиндермир». Счастливый отдых молодой семейной пары на итальянской Ривьере нарушает некая миссис Эрлин (Хелен Хант), женщина значительно старше и с темным прошлым. Молодая супруга (Скарлетт Йоханссон) начинает подозревать мужа в неверности и пытается выяснить, что же стоит за их тайными встречами с миссис Эрлин. Конечно же, к финалу тайное становится явным, но оказывается далеко не таким очевидным и удручающим. Критики снова посчитали киноверсию «слишком легкой» по сравнению с оригиналом, а еще якобы американские актеры не смогли передать британское изящество реплик, за которое пьесы Уайльда так любят. Но все же и знатоки, и зрители оценили визуальную составляющую и операторскую работу.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Источник: IMDb

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

«КЕНТЕРВИЛЬСКОЕ ПРИВИДЕНИЕ» / THE CANTERVILLE GHOST (МИНИ-СЕРИАЛ)

(2021)                                     /////

реж. Сури Кришнамма, Пол Гибсон


Богатая американская семья покупает старинный английский замок, не подозревая, что в комплекте к нему идет злобный и докучливый призрак. «Кентервильское привидение» — первое прозаическое произведение Оскара Уайльда. Автор наполнил его гротескным юмором, хотя и романтики с сентиментальностью здесь хватает. Возможно, это самая милая и добрая история о призраках (потому что в конце — спойлер — все равно победит любовь), а в британской телеадаптации она стала еще и довольно веселой, в том числе за счет переноса сюжета в современность и добавления немного нелепых спецэффектов. Итог — идеальные четыре часа семейной комедии на Хэллоуин.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Источник: film.ru

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

«САЛОМЕЯ» / SALOMÉ

(2013)                                     /////

реж. Аль Пачино


Пьеса «Саломея» — переложение библейского сюжета. Изначально Уайльд написал ее на французском языке. Прекрасная Саломея обольщает царя Ирода танцем и в награду требует голову Иоанна Крестителя на серебряном блюде. В Великобритании пьеса вызвала скандал как слишком прямолинейная трактовка Ветхого Завета. Долгое время ее запрещали к постановке — кстати, и в Российской империи тоже, — поскольку выводить на сцену библейских персонажей было нельзя по закону. Тем не менее «Саломея» Уайльда оставила мощный след в искусстве — от графических иллюстраций Обри Бердслея до одноименной оперы Рихарда Штрауса. А Аль Пачино снял экранизацию — неистовую и зрелищную, — где сам сыграл Ирода, а роль Саломеи досталась Джессике Честейн.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Источник: MUBI

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Источник: kinonews.ru

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Варя Баркалова

16.10.25, 12:55