Поиск

T

Другая история российской фотографии: 

что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO.

В фонде Ruarts 19 июля открывается выставочный проект «Сообщение», который переосмысляет историю фотографии и предлагает взглянуть на нее как на социальный феномен. На правах генерального информационного партнера редакция BURO. посетила экспозицию в числе первых и выбрала десять работ-фаворитов.

Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 1)

Виктор Ахломов

«Плевать мне на Мальтуса!», 1964

Коллекция Фонда Ruarts

Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 2)
Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 3)

Советский фотограф Виктор Ахломов — одна из ключевых фигур социальной документалистики 1950–1970-х годов. В снимках он последовательно избегал официоза, фокусируясь на повседневной, человеческой стороне реальности. В разгар холодной войны и демографических дебатов фраза «Плевать мне на Мальтуса!» — своего рода вызов западной мысли. На первый взгляд, это жест пренебрежения к Томасу Мальтусу, английскому экономисту и демографу конца XVIII — начала XIX века, известному своей пессимистической теорией: население растет быстрее, чем возможности производства продовольствия, что ведет к неизбежным бедствиям. Но подпись Ахломова — это не просто политическая реплика. Учитывая его стиль, она скорее отражает тонкую иронию, скрытую полемику, как человек утверждает свою автономию даже внутри тоталитарной идеологии. На снимке — обыватель, «человек с улицы», далекий от великих теорий, живущий своей скромной, но полной жизнью. Сам Ахломов рассказывает, что он сделал снимок, а заголовок сочиняли всей редакцией «Известий», а затем и вместе со зрителями. Именно после этого случая в советской прессе появилась рубрика «Придумайте подпись».

Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 4)

СЕРГЕЙ БОРИСОВ

«ДЕФИЛЕ», 1987

Коллекция Фонда Ruarts

Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 5)
Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 6)

«Дефиле» — одна из знаковых работ Сергея Борисова, российского фотографа, прославившегося как летописец советского андеграунда. Снимок, сделанный в технике желатино-серебряной печати, отражает дух времени позднего СССР, когда в художественной среде Москвы формировалась особая культура сопротивления официальной идеологии и конформизму. «Дефиле» демонстрирует характерный для Борисова подход: постановочная, но при этом живая сцена, в которой участница свободно позирует на крыше знаменитого здания Наркомфина, превращая фотосессию в своеобразный перформанс. Снимок отличает атмосфера эпатажа и легкой провокации, что особенно заметно в серии работ конца 1980-х годов. Модель Нелли Хильченко органично сочетала в себе естественность, артистизм и раскрепощенную сексуальность, что позволило создать образ одновременно ироничный и дерзкий.

Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 7)

ВИТА БУЙВИД

Из серии «Семейный портрет в интерьере», 2011

ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 8)
Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 9)

В масштабном художественном проекте Буйвид обращается к темам семейной памяти и частной идентичности, щепетильно исследуя визуальный язык домашнего архива. Фотографии сделаны в традиционных, насыщенных деталями интерьерах домов под Суздалем. Это постановочные сцены с элементами гротеска, но одновременно глубокого взгляда на тему дома и человеческих связей. Интерьер в работах этой серии — не просто фон, а эмоциональное пространство, отрешенное и дистанцированное от внешнего мира, как и люди в кадре. Все герои повернуты спиной к зрителю, отстранены от стороннего наблюдателя, словно замкнуты внутри своего микромира. При этом они выглядят сплоченными, связанными между собой невидимыми узами быта, родства и памяти. Так возникает образ интимного пространства, где уют и отчуждение сосуществуют, раскрывая сложные механизмы коллективной идентичности и взаимодействия внутри семьи.

Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 10)

АЛИСА ГИЛЬ

Volume de l'âme, 2024

ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 11)
Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 12)

Художница размышляет о границах свободы внутри упорядоченных систем — предлагает альтернативное прочтение телесной геометрии, где архитектоника становится не инструментом власти, а формой внутренней гармонии и духовного сонастройства. Гиль организует группы перформеров в орнаментальные композиции — узоры и паттерны, символизирующие разные стадии духовного пути. Выстроенные в упорядоченные структуры тела передают коллективную энергию, направленную на мистический опыт и медитативное восприятие. В то же время та же геометрия, подчинившая себе тело, может читаться и как метафора структурной власти, пронизывающей общество на всех уровнях — от символического до физического.

Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 13)

АЛЕКСЕЙ ТИТАРЕНКО

Из серии «Черно-белая магия Санкт-Петербурга», 1993–1999

Коллекция Фонда Ruarts

Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 14)
Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 15)

Алексей Титаренко известен техникой длинной выдержки, создающей эффект размытия и движения. Он соединяет формальную строгость с личной меланхолией, создавая фотографии, в которых отсутствует героизм, но ощущается значимость момента. В серии «Черно-белая магия Санкт-Петербурга», созданной в переломное десятилетие 1990-х, он превращает городскую повседневность в психоминорный пейзаж. Размытые силуэты прохожих, мрачные фактуры и световые потоки формируют вязкий образ города, погруженного в замедленное, почти застывшее время. Фигуры людей растворяются в уличной среде, теряя очертания, превращаясь в призрачные тени, словно исчезающие из самой ткани города. Серия становится метафорой утраты — социальных ориентиров, культурной стабильности, идентичности в эпоху исторического разрыва. Это не просто визуальная хроника 1990-х, но медленное и поэтичное прощание с эпохой, в которой город, как и человек, переживает распад и трансформацию.

Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 16)

Валерий Генде-Роте

«У памятника “Покорителям космоса”», 1977

Коллекция Фонда Ruarts

Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 17)
Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 18)

Валерий Генде-Роте снимал как крупные общественные события, так и повседневную жизнь, создавая фотографии, которые стали важной частью визуальной истории СССР. Работа «У памятника „Покорителям космоса“» принадлежит к числу тех, которые отражают важные социально-исторические темы советской эпохи. Монумент, воздвигнутый в честь космического прорыва, олицетворяет технологический оптимизм и утопическую веру в будущее. Однако у подножия этого триумфа — люди, часто случайные, неидеализированные. Генде-Роте мастерски улавливает этот контраст между вертикалью идеологии и горизонталью реальной жизни. Этот снимок подчеркивает социальные разграничения, возникающие через противопоставление «нас» и «их». Особое внимание уделено молодежи — социальной группе, вокруг которой всегда существует множество стереотипов и предубеждений, на нее проецируются надежды и тревоги общества относительно будущего.

Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 19)

НИКИТА ШОХОВ

Из серии Moscow Night Life, 2010–2013

Коллекция Фонда Ruarts

Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 20)
Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 21)

Фотографов, снимающих вечеринки, концерты, ночную жизнь, привлекает прежде всего социальная энергия ночи — экстатичная, телесная, лишенная цензуры и запретов. В серии Moscow Night Life Шохов документирует московскую клубную сцену начала 2010-х годов. На его снимках — тела в движении, в свете стробоскопов, в потоке танца и транса. Камера фиксирует не события, а чистый эмоциональный заряд. На данной фотографии внимание сосредоточено на жесте девушек, направленном в сторону объектива: нога, резко отведенная почти под прямым углом, выглядит агрессивно, вызывающе, но одновременно — как жест самозащиты. Их лица и взгляды частично скрыты, как будто они обороняются от чужих оценок, интуитивно защищая свою уязвимость под маской телесной силы.

Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 22)

АЛЕКСАНДР ЕГОРОВ

Из серии «Приходите вчера», 2024

ПРЕДОСТАВЛЕНО ГАЛЕРЕЕЙ Ruarts

Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 23)
Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 24)

Название проекта отсылает к абсурдной формуле, знакомой по советской фразеологии и культовому фильму «Приходите завтра, или Посторонним вход воспрещен». Это — одновременно вежливое обещание и закрытая дверь, парадокс ожидания, в котором приглашение оказывается невозможным к выполнению. Егоров искусно работает с этой темой исключенности и невозможности участия, превращая натюрморт в форму социальной реплики. Снимки из серии представляют собой отпечатки реального размера с изображениями поверхностей столов, столешниц и скатертей с остатками еды, напитков, посуды и крошек, словом, с тем беспорядком, который остается после вечеринки. Праздник завершен, участники разошлись, а зрителю остается только наблюдать последствия былого веселья. Работы создают двойственное ощущение физического присутствия и опоздания одновременно. А вежливое приглашение, которое невозможно осуществить, — приходите вчера — бескомпромиссно прочерчивает четкую границу между «своими» и «остальными».

Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 25)

ПОЛИНА РУКАВИЧКИНА

Untitled IV, 2020–2025

ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 26)
Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 27)

Работа входит в серию, в которой художница исследует границы узнаваемости, формы и тишины. Сдержанная палитра, фрагментарные объекты, минималистская композиция — все это превращает изображение в шепот, в едва уловимый визуальный жест, обращенный к внимательному зрителю. На грани между реальным и искусственным работа соединяет монструозную эстетику цифровых открыток (цветы из мессенджеров, клише визуальной чувствительности) с живыми предметами из повседневного окружения и ветвями деревьев за окном. Отказ от названия лишь усиливает эффект нефиксированности: образ остается открытым, подвижным, допускающим множественные, возможно противоречивые, прочтения.

Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 28)

ВАЛЕНТИН СИДОРЕНКО

Из серии «Корни сердца вместе растут», 2018

ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 29)
Другая история российской фотографии: что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO. (фото 30)

Серия, созданная автором во время обучения в академии «Фотографика» в Санкт-Петербурге, исследует границы между телом, природой и памятью, соединяя портреты из семейных хроник с органическими мотивами — деревьями, ветвями, почвой, корнями. В этих работах архив перестает быть источником фиксированной идентичности и превращается в пластичную, живую материю, которую можно заново прочесть, пересадить, прорастить. Лицо, стертое и замененное прозрачной текстурой деревьев, становится местом, где личное исчезает, уступая место воспоминанию, природе, пустоте. Это образ, который «не говорит», но «смотрит в ответ», — фрагмент коллективной памяти, искаженный, но живой. Проект получил широкое признание, был опубликован в журнале Landscape Stories и показан на выставке в галерее Frappant в Гамбурге в 2020 году.

За подготовку материала благодарим руководителя научного отдела фонда Ruarts Надежду Цветкович.

false
767
1300
false
false
true
{"width":1080,"column_width":142,"columns_n":6,"gutter":45,"margin":0,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}