
«В этой нише много возможностей»: Анастасия Постригай — о коллекционировании книжных иллюстраций
Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай рассказывает, какие известные художники прошлого создавали иллюстрации для книг и какие из их работы сегодня ценятся особенно .

Анастасия Постригай
колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op-Pop-Art
Детская книжная иллюстрация — одна из моих любимых тем. Она словно яркий клубок, который можно разматывать бесконечно. На ее примере можно рассуждать о культурном коде, о традициях книжного дела, о детских воспоминаниях. Сегодня хочу поговорить о коллекционировании, потому что в этой нише много возможностей.
Начну с эпохи русского авангарда. Может показаться, что искусство тех времен уже выгребли до грунтовых вод и коллекционеру даже не за что зацепиться: сложно, дорого, есть риски подделок. Но стоит немного сместить фокус внимания, ведь в 1920–1930-х расцвела книжная иллюстрация. В направлении много работали самые известные авангардисты и художники из их окружения. Можно поискать издание Эля Лисицкого «Супрематический сказ про два квадрата», иллюстрации соратницы Малевича Веры Ермолаевой, которая много сотрудничала с «Детгизом», или пошуары (трафареты, используемые для создания цветных изображений) Наталии Гончаровой к «Слову о полку Игореве».
Если авангард не близок, стоит чуть-чуть отмотать назад — в самое начало XX века. Тогда трудились художники объединения «Мир искусства». Для них были важны линии, они занимались графикой, а она всегда шла рука об руку с иллюстрацией. Авторы сделали книжную графику отдельным видом искусства, которое ценно для коллекционеров. В свет выходили книги с иллюстрациями Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Ивана Билибина.
Есть еще один трек — работы художников, которые стали знаменитыми именно в книжном деле. Например, Владимир Лебедев. Он наверняка знаком по иллюстрациям к книгам Самуила Маршака. Котенок на крошечной кроватке («Хвостик — на подушке, на простынке — ушки»), глупый мышонок, которому мама искала няньку («…Нет, твой голос нехорош, — очень скучно ты поешь…»), — этими произведениями любовалось не одно поколение детей.

Лебедев очень чувствовал момент, и его иллюстрации менялись в духе времени. Ранние — чистый авангард, простота форм и плакатные черты (например, в издании «Слоненка» Киплинга и «Азбуки»). Но у него были и периоды увлечения реализмом. Создавал он и почти импрессионистические вещи. А еще стоял у истоков ленинградской школы иллюстрации, сегодня его работы очень ценятся. И их можно найти на аукционах и в галереях — в том числе оригиналы, наброски и тиражную графику.
Новый виток в истории иллюстрации наступил уже после войны. И здесь открываются минимум два маршрута. Один из них связан со старой доброй классикой, без двойного дна и вшитой идеологии. Владимир Сутеев, Евгений Чарушин, Клара Калинычева, Анатолий Савченко — вот всего несколько важных имен из огромного списка. На их иллюстрациях — пейзажи, городские виды, анималистика. Покупать эти произведения можно даже без прицела на коллекцию. Они доступны по цене, и даже одна графическая работа по-настоящему украсит дом.

Еще одна дорога ведет к нонконформистам. И это, как и русский авангард, уже инвестиционный сегмент. Сейчас их искусство в топе у коллекционеров, но когда-то оно было под запретом. Книжная иллюстрация стала для этих художников убежищем. Работа с издательствами давала заработок и своеобразное прикрытие. В детских книгах и журналах смелые эксперименты и откровенный сюр не так бросались в глаза. Скажем, Виктор Пивоваров — один из основоположников московского концептуализма, а заодно мастер детской иллюстрации. Он много лет сотрудничал с журналом «Веселые картинки» и даже создал для него логотип. Пивоваров проиллюстрировал более 50 книг, в том числе произведения Романа Сефа (одним из знаковых проектов художника стала книга «Необычный пешеход»).

Еще одним оазисом для нонконформистов был научно-популярный журнал «Знание — сила». Для него в разные годы рисовали иллюстрации Илья Кабаков, Эрнст Неизвестный, Михаил Гробман, Владимир Янкилевский и многие другие художники.
Чтобы увидеть срез советской иллюстрации разных периодов и познакомиться с главными именами, заходите на выставку в Postrigay Gallery в пространстве Cube, где проект «Зачем мне быть большим?» посвящен именно этой теме. В экспозиции есть в том числе зверюшки Евгения Чарушина и рисунки нонконформистов Эрика Булатова, Виктора Пивоварова и Ильи Кабакова.

К сожалению, наше время сложно назвать эпохой выдающихся книжных иллюстраторов. В этой сфере много безвкусного, слишком яркого и откровенно маркетингового. Но традиции вполне можно возрождать, особенно если любить и беречь то наследие, которое сохранилось. А в этом как раз помогут коллекции и коллекционеры.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7