
Японский авангард, русская майолика и не только: что смотреть на The Art Film Festival
С 20 октября по 2 ноября в разных городах России уже в восьмой раз пройдет The Art Film Festival — международный фестиваль фильмов об искусстве, игровых и документальных, экспериментальных и серьезных, разнообразных по жанрам и темам. Лейтмотив этого года — национальная самобытность и связь культур, а в программе — истории о русской майолике, художнике-мистификаторе Анатолии Белкине, нигерийских танцорах и не только. Выбрали несколько картин, которые точно заслуживают внимания.
«АНАТОЛИЙ БЕЛКИН. ВЫСОКАЯ ВОДА»
(2025) /////
реж. Юлия Бобкова
Анатолий Белкин — художник, нонконформист, создатель «Вещь.doc» и «Собака.ru», один из ключевых персонажей петербургской культурной сцены второй половины XX века и знатный мистификатор, который в свое время придумал целую «исчезнувшую» Болотную цивилизацию (и заставил поверить в нее посетителей Эрмитажа). Этот фильм — документально-художественная биография Белкина, его рассказ о себе и о готовящейся новой выставке в Эрмитаже, а заодно — поиск ответа на неудобные вопросы о роли искусства в нынешние времена.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////


//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
«ПТИЦЫ РАДОСТИ И ПЕЧАЛИ»
(2024) /////
реж. Василиса Кузьмина
Режиссер Василиса Кузьмина собрала документальный фильм-коллаж об уникальном направлении в искусстве — русской майолике и о том, как формировался архитектурный стиль русских городов в эпоху модерна. Одна из центральных фигур картины — Петр Кузьмич Ваулин, художник-керамист, который в свое время сотрудничал с Михаилом Врубелем, Валентином Серовым, Константином Коровиным, Николаем Рерихом и по сути возродил древнее декоративное направление родом из Византии.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////


//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
«АННА МАРИАНИ. ПУТЕШЕСТВИЕ С ФОТОАППАРАТОМ» / ANNA MARIANI — ANOTAÇÕES FOTOGRÁFICAS
(2024) /////
реж. Альберто Рено
С 70-х по 90-е годы прошлого века фотограф Анна Мариани путешествовала по северо-восточной части Бразилии и фиксировала на пленку локальный архитектурный облик. Благодаря ее работам жители целой страны смогли обогатить свою культурную идентичность, заново открыв для себя всю красоту народных домов, присвоить это разнообразие, встроить его в свой визуальный код. Мы как зрители знакомимся и с архитектурным феноменом, и с многогранной личностью Мариани.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////


//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
«ДЕЛО БЫЛО В НИГЕРИИ» / WHEN NIGERIA HAPPENS
(2025) /////
реж. Эма Эдосио-Дилен
Фильм «Дело было в Нигерии» из программы Open Doors Screenings 78-го Международного кинофестиваля в Локарно — художественный, но поднимающий реальные социальные проблемы. В центре сюжета — шестеро неудачливых нигерийских танцоров, которые сталкиваются с жизненными испытаниями, давлением общества, неприятием их ремесла, но все равно не отступаются от страстного увлечения современным танцем.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////


//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
«ПИОНЕРЫ ЯПОНСКОГО АВАНГАРДА» / JAPANESE AVANT-GARDE PIONEERS
(2024) /////
реж. Амели Равалек
Послевоенную Японию 1960-х годов сотрясали социальные перемены. И на этой нестабильной, но клокочущей новой энергией почве появилось смелое поколение художников-авангардистов, которые переосмысляли границы искусства через андеграундный театр, экспериментальную фотографию, сюрреалистическую иллюстрацию и радикальный танец буто. Их творчество не просто отражало дух времени, но оставило глубокий след в мировой культуре и вдохновило последователей из разных стран.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////


//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
«ЭТО ЛУЧШЕЕ, ЧТО У НАС ЕСТЬ»
(2025) /////
реж. Алексей Мартынов
Одноименная выставка в ММОМА на Гоголевском бульваре побудила режиссера Алексея Мартынова снять фантасмагорическое мокьюментари с Антоном Лапенко в главной роли. Прохожий заглядывает на выставку с интригующим названием и в процессе осмотра расщепляется на четыре субличности: Случайного, Восторженного, Сонного и Скептичного посетителя. Все они символизируют разные зрительские подходы к современному искусству, а куратор выставки вступает с ними в диалог, а иногда и спор, но в итоге ей удается заинтересовать все субличности героя.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////


//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
«УКРАДЕННЫЙ КАРАВАДЖО» / THE THEFT OF THE CARAVAGGIO
(2025) /////
реж. Джошуа Кассар Гаспар
Насыщенный и тонкий детектив, знаковое искусство, прекрасные мальтийские пейзажи — «Украденный Караваджо», режиссерский дебют многообещающего Джошуа Кассара Гаспара, определенно будет держать зрителей в напряжении. Главный герой — священник Орфей (его играет звезда «Черного зеркала» Пол Киссаун) — помогает полиции расследовать преступление, в то время как его личная жизнь рушится. Фильм снят на 35-миллиметровую пленку и основан на реальных событиях 1984 года — краже картины Караваджо «Святой Иероним» на Мальте.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////


//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7