
Джонни Гринвуд, Филип Гласс и не только: академические композиторы, которые пишут лучшие саундтреки
В рамках фестиваля Sound Up 14 октября состоится российская премьера «Мессы гула» («Drone Mass») — произведения исландского композитора Йохана Йоханнссона. Важнейшая часть его творчества — музыка для фильмов. Йоханнссон — обладатель «Золотого глобуса» и номинант на «Оскар» за лучший саундтрек. Специально для BURO. критик Олег Соболев рассказал о главных сочинениях современных академических авторов, созданных ими для кино.

КОМПОЗИТОРЫ И КИНОМУЗЫКА
Именитые академические авторы всегда приходили в кино. Сергей Прокофьев вместе с Сергеем Эйзенштейном работал над «Александром Невским» и «Иваном Грозным». Дмитрий Шостакович писал для ранних советских звуковых картин и под конец карьеры создал грандиозную музыку к «Гамлету» с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. Альфред Шнитке сделал партитуры к мультфильму «Рикки-Тикки-Тави» и шедевру Элема Климова «Агония». Один из самых выдающихся британских композиторов Ральф Вон Уильямс собрал целую симфонию к приключенческой ленте «Скотт в Антарктиде». Майкл Найман стал по-настоящему известным после «Контракта рисовальщика» Питера Гринуэя. Нино Рота, в массовом представлении прежде всего связанный с кино («Сладкая жизнь» и «Крестный отец»), вообще-то написал более 150 опусов для концертного исполнения. Даже классик авангарда Мортон Фельдман не чурался работы для большого экрана.

Причин тому много: кинобюджеты дают академическим композиторам редкую свободу в выборе состава музыкантов и продакшена: часто можно позволить себе масштаб без оглядки на ограничения. Сегодня, когда академические авторы все активней насыщают партитуры приемами из электронной музыки, работают с сэмплами и необычным звукоизвлечением, произведения для кино тем более позволяют реализовывать самые смелые идеи. Плюс это мощный творческий вызов — создать звук, который подсветит ключевые смыслы картины, поможет режиссеру выстроить повествование, сопроводит действие особым ритмом и запомнится массовой аудитории. Верно и обратное: саундтреки — те самые темы и мелодии, подчеркивающие действие в полюбившихся нам фильмах, — нередко становятся для слушателей удобной точкой входа в большую академическую музыку.

ЙОХАН ЙОХАННССОН — «ARRIVAL»

Фильм: «Прибытие»
Режиссер: Дени Вильнёв
Год: 2016

Йохан Йоханнссон
Источник: Billboard
Саундтреки Йохана Йоханнссона во многом рифмуются с его концертными сочинениями, что как раз позволяет приучить аудиторию к академическому звучанию. Хотя карьера исландца как большого кинокомпозитора длилась всего несколько лет (он умер в возрасте 48 лет в 2018 году), Йоханнссон успел создать партитуры к нескольким резонансным и запоминающимся лентам: «Убийцам» Дени Вильнёва (2015), «Вселенной Стивена Хокинга» Джеймса Марша (2014) и «Мэнди» Паноса Косматоса (2018). Он даже снял собственное кино — научно-фантастическую мультимедийную картину «Последние и первые люди», выпущенную уже посмертно, — и музыку к ней, разумеется, тоже написал сам.
Но все же вершиной работы Йоханнссона в кинематографе стал саундтрек к хитовому «Прибытию» Дени Вильнёва. Центральный мотив картины — установление контакта с инопланетными существами путем познания их языка, и музыка обыгрывает этот замысел. В ленте сплетены оркестровые раскаты струнных и электронные шумы, но приоритет остается за голосом. Саундтрек наполнен словно инопланетными хоровыми партиями и резкими выходами вокалиста Роберта Айки Обри Лоу. Одним из главных элементов звуковой палитры служит сэмпл пения Джоан Ла Барбары — одной из ключевых подвижниц использования расширенных вокальных техник в нью-йоркском авангарде второй половины прошлого века. Все это звучит как будто намеренно неуютно, но при этом очень масштабно, щемяще, красиво и убедительно. Как и «Месса гула» — сочинение, создававшееся примерно в то же время, когда велась работа над саундтреком к «Прибытию».



Кадры из фильма «Прибытие», 2016
Источник: Imdb.com


ДЖОННИ ГРИНВУД — «THERE WILL BE BLOOD»
Фильм: «Нефть»
Режиссер: Пол Томас Андерсон
Год: 2007

Джонни Гринвуд
Источник: Billboard
Гитарист и сооснователь Radiohead дебютировал как академический композитор в 2004 году, а уже в 2005-м создал «Popcorn Superhet Receiver» — 20-минутную пьесу для струнного оркестра, сразу обласканную критикой и сыгранную почти во всех главных концертных залах Европы и США. Но ничего толком не готовило слушателей, знавших Гринвуда главным образом по «OK Computer» и «Kid A», к глубокой психологичности и размаху его саундтрека для шедевра Пола Томаса Андерсона. Для «Нефти» — мощной драмы о всепоглощающей жадности — Джонни написал чуть больше получаса откровенной и возвышенной музыки, которая точно попадает в рваный ритм монтажа и рифмуется с приглушенным цветовым колоритом кадра.
При всей исторической дистанции (действие картины приходится на 1910–1920-е) партитура выполнена в современном ключе: Гринвуд и Андерсон стремились не к реконструкции эпохи, а к точному отражению внутреннего состояния героев. Прежде всего им хотелось во всем многообразии передать сложный образ классического капиталиста-психопата Дэниэла Плэйнвью, за роль которого Дэниэл Дэй-Льюис получил «Оскар». Ту же награду прочили и самому композитору, однако из-за включения в партитуру элементов более ранней музыки — того же «Popcorn Superhet Receiver» — саундтрек не допустили к номинации. Впрочем, именно «Нефть» запустила успешную кинокарьеру Гринвуда: он продолжил работать с Полом Томасом Андерсоном над всеми его последующими фильмами, включая только что вышедшую в прокат «Битву за битвой» с Леонардо ДиКаприо и Шоном Пенном. Да и концертная сюита музыки к «Нефти» прочно вошла в мировой академический репертуар: ее исполняют лучшие оркестры мира на знаковых площадках.



Кадры из фильма «Нефть», 2007
Источник: Imdb.com

МИКА ЛИВАЙ — «UNDER THE SKIN»

Фильм: «Побудь в моей шкуре»
Режиссер: Джонатан Глейзер
Год: 2013

Мика Ливай
Источник: IndieWire
В современной музыке мало таких разносторонних авторов, как Мика Ливай. Британский композитор выпускала альбомы ломаной экспериментальной поп-музыки в составе группы Good Sad Happy Bad, писала инструментальную электронику с ощутимым влиянием грайма, работала над оркестровыми партитурами, делала нойзовые гитарные пластинки, на которых песенные формы расплавляются в сгустки обжигающей энергии. При всей разнородности в творчестве Ливай легко выделить общее: ее музыка часто находится в состоянии красивой недосказанности, полураспада и уничтожения. Мелодии словно не получают развития, а остаются эффектными обрывками фраз.
Так же устроены и саундтреки, которые пишет Ливай. Самые заметные ее работы — партитуры к двум фильмам Джонатана Глейзера: нашумевшей «Зоне интересов» (2023) и «Побудь в моей шкуре» (2013) со Скарлетт Йоханссон в главной роли. В звуковом мире картины главенствуют струнные, и с ними Ливай обращается виртуозно. Особенно показательна самая пронзительная тема, которая называется «Love»: в ней развертывается благородное и эмоциональное крещендо, неимоверно сильное и будто без финальной точки.



Кадры из фильма «Побудь в моей шкуре», 2013
Источник: Imdb.com


ДЭВИД ЛЭНГ — «YOUTH»
Фильм: «Молодость»
Режиссер: Паоло Соррентино
Год: 2015

Дэвид Лэнг
Источник: Rolling Stone
Один из основателей ключевого американского ансамбля современной музыки Bang On a Can, лауреат Пулитцеровской премии и вообще один из крупнейших композиторов современности, Дэвид Лэнг долгое время редко обращался к киномузыке. До середины 2010-х его главным вкладом в кино оставались струнные аранжировки мелодий Клинта Мэнселла для «Реквиема по мечте» Даррена Аронофски. Похоже, утонченная и при этом крайне эмоциональная музыка Лэнга, в которой центральным элементом часто выступают трогательные вокальные партии, долго ждала столь же чуткого режиссера. Такого, который умеет заставлять сердце сжиматься при помощи самых простых жестов.
Им оказался Паоло Соррентино: он привлек Лэнга к работе над «Молодостью» — фильмом, в котором один из главных персонажей в исполнении Майкла Кейна тоже профессиональный композитор. Лэнг предоставил всего две вещи, но обе — маленькие шедевры. Во-первых — чувственную, даже слегка эротичную «Just (After Song of Songs)» длинной чуть больше десяти минут. Во-вторых — более короткую, эфирную «Simple Song #3», которая еще и стала конструктивным элементом сюжета картины. «Simple Song #3» даже получила номинацию на «Оскар» в категории «Лучшая песня к фильму».



Кадры из фильма «Молодость», 2015
Источник: Imdb.com


ХИЛЬДУР ГУДНАДОУТТИР — «JOKER»
Фильм: «Джокер»
Режиссер: Тодд Филлипс
Год: 2019

Хильдур Гуднадоуттир
Источник: ABC News
Хильдур Гуднадоуттир
Источник: ABC News
Виолончелистка и композитор Хильдур Гуднадоуттир — еще одна представительница исландской школы современной музыки, для которой характерен эклектизм. Как и ее соратник Йохан Йоханнссон, Гуднадоуттир начинала с пост-рока, затем занималась творчеством на стыке электроники и акустики, а позже даже выпускала альбомы собственных сочинений на том же самом лейбле — Touch. При этом композиторский язык Гуднадоуттир и Йоханнссона очень разнится: Йохан чаще мыслил большими формами и пространствами, тогда как даже в масштабных проектах музыка Хильдур звучит удивительно интимно.
Это особенно хорошо слышно в саундтреке к «Джокеру», благодаря которому Гуднадоуттир стала первой женщиной, выигравшей «Оскар» за лучшую музыку к фильму. Звуковая палитра в «Джокере» часто окрашена звучанием огромного оркестра, но центральным элементом выступает одинокий голос виолончели Хильдур. Он преломляется через эффекты, интересно подзвучивается, порой совсем утрачивает узнаваемость — как и главный персонаж, проходящий тяжелую психологическую трансформацию. Показателен и рабочий процесс: Тодд Филлипс настоял, чтобы композитор написала материал еще на этапе препродакшена, опираясь лишь на сценарий. Так, по мнению Филлипса, получилось «психологичнее».



Кадры из фильма «Джокер», 2019
Источник: Imdb.com


ФИЛИП ГЛАСС — «THE HOURS»
Фильм: «Часы»
Режиссер: Стивен Долдри
Год: 2002

Хильдур Гуднадоуттир
Источник: ABC News
Филип Гласс
Источник: Hollywood Reporter
Главный классик американского минимализма всегда был близок к нарративным формам — большой опере, театру и кино. Что уж говорить, если одни из самых известных и значительных его работ — саундтреки к трилогии экспериментальных фильмов Годфри Реджио «Кояанискатси», «Поваккатси» и «Накойкаци». При этом Гласс писал музыку и для мейнстримового кино — скажем, к «Шоу Трумана» Питера Уира с Джимом Керри или к «Часам» Стивена Долдри по одноименному роману Майкла Каннингема (фильм в свое время получил девять номинаций на «Оскар»).
Действие ленты разворачивается в трех эпохах — в 1920-е, в 1950-е и в начале 2000-х. У фильма три главные героини: их роли исполняют Николь Кидман, Джулианна Мур и Мерил Стрип. Картина, разумеется, находит ясные параллели между их судьбами, и на протяжении большей части повествования именно музыка выполняет роль связующей ткани между эпизодами, жестами и репликами. Композиции Гласса звучат в манере, менее привычной для его ранней эстетики: это все еще минимализм, но с оттенком глубокого голливудского романтизма. Так, в струнных слышатся отдаленные переклички с музыкой Дмитрия Тёмкина, классика Голливуда 1940–1950-х. Но эмоциональная основа композиций — вкрадчивые фортепианные мелодии, почти полностью выдержанные в одном пульсе, словно движение секундной стрелки. Именно они задают фильму собственный ритм: отсчитывают часы и запускают ход времени, которое, по замыслу Каннингема и Стивена Долдри, движется по кругу.



Кадры из фильма «Часы»
Источник: Imdb.com
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7