Коллективная память, мифология и парфюм: куда идти и что смотреть в музеях в июле
По традиции собрали главные выставки месяца: от мифологических царевен, говорящих о будущем, до архивных фото, превращенных в художественные высказывания, — на экспозициях июля точно есть на что посмотреть. Сохраняйте гид как подсказку для составления культурных планов.
«НЕ ТОЛЬКО БРЕЙГЕЛЬ»
КОГДА
до 12 октября
ГДЕ
Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина
Гравюрная революция XVI века разворачивается перед глазами зрителя Пушкинского музея. Выставка посвящена первому крупному художественному издательству Европы «На четырех ветрах», основанному Иеронимом Коком. Именно отсюда начался путь Антверпена к статусу центра печатной графики — и путь изображения к функции документа, почти фотографии, фиксирующей мир. В экспозиции — более 1 400 гравюр, выполненных по рисункам Рафаэля, Бронзино, Брейгеля-старшего и других художников. Среди них — портреты, аллегории, античные пейзажи, изображения фантастических существ и сцены из повседневности. В центр внимания попало творчество Питера Брейгеля — старшего, чьи работы переносят в мир народной культуры и сатирических размышлений о человеческой природе. А рядом — сами гравюры Кока — не только выдающегося издателя, но и тонкого художника. Выставка открывает ту эпоху, когда гравюра впервые стала массовым медиумом — предшественницей визуального опыта современности. Большинство работ покажут впервые, не пропустите.


VIRGIN TERRITORY
КОГДА
до 25 августа
ГДЕ
Москва, арт-консьерж Lobby
Проект Евгения Шишкина — это путешествие в доязыковую реальность, где нет границ между телом и ландшафтом, между внутренним и внешним. Это не выставка — это среда. Сны из тумана и росы, воспоминания, записанные не на пленке, а на коже. Земля до слов, до линий, до анализа — первозданное пространство, где чувства еще не стали концепциями. Техника, в которой создал работы Шишкин, — уникальная: все начинается с панорамных снимков камерой Zenit Horizon, после изображение переносится на гофрированную малярную ленту, которую автор нарезает на десятки фрагментов. Каждый деформируется вручную, искривляется, а затем — интуитивно и по памяти — пересобирается в новый сюжет, где время изогнуто, а пространство — зыбко. Эти работы — почти ритуал: уход от линейности в пользу интуитивного, как хождение босиком по утренней траве. Это живопись чувств и метафор, где каждый фрагмент — личный отклик на опыт растворенности.


«СООБЩЕНИЕ»
КОГДА
до 19 октября
ГДЕ
Москва, фонд Ruarts
От фотоателье XIX века до концептуальной фотографии наших дней — «Сообщение» в Ruarts показывает, как камера стала посредником между «я» и обществом. Более 40 художников, более века визуальной истории: от постановочных студийных портретов до случайно пойманных лиц на улицах, от массы до личности, от официального до интимного. Проект куратора Дарьи Панайотти раскрывает фотографию как способ коммуникации, как акт социальной связи. Советская визуальная культура здесь не просто декорация — она становится разговором: о власти, об отчуждении и общности. Современные работы продолжают этот разговор, преодолевая шум соцсетей и возвращаясь к подлинности взгляда. «Сообщение» — это не просто выставка о фотографии, это коллективный портрет, в котором отражается общество: тревожное, многоуровневое, но все еще способное на эмпатию и сопричастность. Экспозиция откроется 19 июля при генеральном информационном партнерстве BURO.


«КРАСНАЯ МОСКВА. ЖЕНЩИНА В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ»
КОГДА
до 19 октября
ГДЕ
Москва, Центр «Зотов»
Город пахнет — керосином и пудрой, хлебом и сиренью, «Красной Москвой» и мечтой о новой женщине. Первая ольфакторная выставка Центра «Зотов», которая стартует 11 июля, превращает историю парфюмерной индустрии 1920–1930-х в рассказ о повседневности девушек и запахе как носителе времени. Более 200 экспонатов: живопись, графика, афиши, духи, аксессуары, видеохроника. Вы увидите — и услышите носом — как из мыльной фабрики «бывш. Брокаръ» выросла индустрия, в которой сошлись пропаганда, мода и урбанизм. От советских бутиков до треста «Жиркость», от рекламных образов до рабочих рук на производстве — здесь женщина не просто потребитель, но символ эпохи.


«РАЗГОВОР В ЦВЕТЕ»
КОГДА
до 26 августа
ГДЕ
Москва, галерея Serene
Цвет как интонация, мазок как слово — именно об этом получился диалог двух художников-абстракционистов Анки Ахалаи и Ярослава Шеина. Она пишет картины про равновесие сосредоточенно и медитативно, ее композиции точны, как дыхание. Он, эмоциональный и спонтанный, «кричит в цвете», говорит про вспышку, движение, танец. Работы авторов звучат иногда в унисон, иногда в острых контрастах, но всегда искренне. Вместе творцы создают пространство визуальной дискуссий, где каждый зритель может услышать себя. Это экспозиция о том, что живопись может быть музыкой, если смотреть не глазами, а сердцем.


«ИГРА БЕЗ СЛОВ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МИРЫ ЮЛДУС БАХТИОЗИНОЙ»
КОГДА
до 27 августа
ГДЕ
Москва, галерея Heritage
Юлдус Бахтиозина — художница, чье имя давно вышло за рамки фэшн-фотографии. Она создает сложные визуальные образы, в которых смешиваются славянская мифология, искусственный интеллект, театр и личные воспоминания. Новая выставка — это ретроспектива, охватывающая 11 лет ее работы: от дебюта на TED и сотрудничества с Королевской оперой до видеоинсталляций, где Царевна говорит о климате, страхах и технологиях. Автопортрет здесь не акт самопоказа, а способ рассказать историю через метафору. Керамика, декоративные костюмы, видео и цифровые манипуляции складываются в мощное, многослойное высказывание. Художница работает, по ее словам, «как химик с колбами», создавая формулы, которые пробирают до мурашек. Это одновременно выставка, спектакль и личный дневник, где визуальные средства заменяют слова. Проект организован галереями Heritage и Anna Nova.


«ВНЕ ВРЕМЕНИ»
КОГДА
до 7 сентября
ГДЕ
Москва, МАММ
Фэшн-фотограф Дамир Жукенов — один из немногих в российской визуальной культуре, кто превращает моду в кинематограф. Его персональная выставка в МАММ как победителя четвертого сезона грантовой программы фонда Still Art по фэшн-фотографии отсылает к образам женщин, изменивших историю танца и ставших иконами стиля. Балерина Мария Виноградова, ведущая солистка Большого театра, «оживила» образы Айседоры Дункан, Лои Фуллер и Маты Хари. Жукенов выступает как режиссер: кадры заранее продуманы, тщательно стилизованы. Ориентирами автора стали Уильям Кляйн, Энни Лейбовиц, Стивен Майзель, Ман Рэй — и это читается в каждом снимке. Вдохновленный свободной хореографией и эстетикой старого Голливуда, фотограф работает с архетипом «сильной женщины» — независимой и хрупкой одновременно. Итог — визуальная поэма о теле, стиле и эпохе. Все снимки выполнены в характерной манере: строго, выразительно, почти скульптурно. Это не просто мода — это архив эмоций и состояний, запечатленных в танце.


«АЛГОРИТМЫ ПОЗНАНИЯ»
КОГДА
до 3 августа
ГДЕ
Москва, центр современного искусства AZ/ART
Фестиваль «Алгоритмы познания» — это серия коротких сольных выставок, которые сменяют друг друга в течение лета. В июле можно увидеть три проекта, объединенных темой взаимодействия с реальностью и памятью. Художники Елена Губанова и Иван Говорков исследуют, как личное становится вселенским: солнечные пятна превращаются в звезды, а старое пальто — в космос. Их инсталляции напоминают, что даже пыль может хранить чувство. Дагестанский художник Апанди Магомедов работает с ландшафтом как с живым организмом: он раскрашивает камни, подвешивает ветки, делая природу соавтором. Коллектив «Цветы Джонджоли» исследует тему одежды и памяти, превращая экспозицию в масштабный коллаж из текстиля, музейных витрин и спецодежды. Все три проекта сосуществуют в пространстве, как сосуществуют разные способы познания. Тот случай, когда галерея превращается в лабораторию, а искусство — в способ почувствовать время.


«СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»
КОГДА
до 7 сентября
ГДЕ
Санкт-Петербург, Левашовский хлебозавод
Выставка Владимира Куприянова (1954–2011), которую школа masters подготовила совместно с галереей pop/off/art, — это попытка осмыслить коллективную историческую память через фотографию. Один из пионеров независимой сцены 1980-х, Куприянов собирал семейные архивы, снимал будни советского человека и пересобирал найденные и созданные самостоятельно кадры. Его работы — это не просто ностальгия, а попытка выстроить диалог между прошлым и настоящим. В проекте «Семейный альбом» лица на фото исчезают под слоем папирусной бумаги — индивидуальное растворяется, остается только архетип. В других сериях — «Юлия», «Фестиваль 1957», «Родионовы» — художник исследует групповое, ритуальное, повседневное. Куприянов не просто показывает старые снимки, а меняет ракурс восприятия. Его творчество — это документальность в ее самом концептуальном виде. В кадре появляются не просто люди, а культурные следы эпохи. Это проект о том, как личное становится историческим.


Статьи по теме
Подборка Buro 24/7