«Увидеть советское искусство более объемно»: Анастасия Постригай — о художниках Масловки
Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай рассказывает о том, как перестать делить советское искусство на черное и белое и увидеть его по-новому благодаря музею в Городке художников на Верхней Масловке.

Анастасия Постригай
колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op-Pop-Art

Сейчас только и разговоров что о шестидесятниках. Эти художники — скажем, Анатолий Зверев, Владимир Немухин, Оскар Рабин — сформировали целый пласт неофициального искусства, они не вписывались в формат соцреализма. И сама тема будто обязывает сравнивать, говорить о противоположностях — просто потому, что кажется, будто так проще понять то или иное явление. Одних советское государство признавало, других называло формалистами. У одних были квартирные выставки, у других — «Манеж». Одни были за эксперименты с формой, другие — за реализм. Помню, такие сравнения в одном моем видео комментаторы сочли за критику. Даже обиделись: мол, прекрасное было реалистическое искусство в СССР, и сердцу оно милее. Но на самом деле арт-мир советских времен нельзя просто взять и поделить на две группы, словно по линейке. Интересных имен очень много, и недавнее открытие музея в Городке художников на Масловке — отличный повод о них поговорить.
Московский Монмартр — так называют эту точку на арт-карте Москвы. Строить коммуну для художников на Верхней Масловке начали в 1929 году. Замысел был в том, чтобы у живописцев и скульпторов была вся инфраструктура в одном месте: и жилье, и мастерские, и столовая, и разные бытовые услуги. Сейчас городок оказался в самой гуще городской суеты, а до войны атмосфера здесь была совсем другая. Художница и реставратор Татьяна Хвостенко вспоминала, что во времена ее детства у дворника прямо во дворе был свой домик с хозяйством. Район был зеленый, обитатели городка ходили на пленэры в Петровский парк, да и до Тимирязевского недалеко.
На проживание в городке на Масловке могли претендовать только члены Союза художников. Так сформировалось комьюнити, из которого выросли целые творческие династии. Искусство здесь было очень разным, — и так интересно разматывать этот клубок разноцветных ниток, история за историей! И видеть, что многие официальные художники прошли ту же школу, что и нонконформисты. Просто пошли своим путем, выбрали другой язык. Расскажу буквально о нескольких именах — из очень многих.
На Масловке была мастерская у Юрия Пименова. Художник учился во ВХУТЕМАСе, в 1925 году стал одним из основателей Общества художников-станковистов (ОСТ) — они говорили о новой советской жизни в духе немецкого экспрессионизма. Со временем Пименов придумал для себя формулу импрессионизма, которая вписывалась бы в рамки соцреализма. Кстати, именно в мастерской на Масловке художник написал свою самую знаменитую работу — «Новая Москва». Для этой картины позировала его жена, но ее лица мы не видим, зритель оказывается за спиной героини. А в музее на Масловке лицо этой красавицы увидеть можно: в экспозиции есть портрет Натальи Пименовой, который написал Самуил Адливанкин.



Имя Александра Лабаса тоже связано с этим районом. Он был коллегой Пименова по ОСТу. Художника восхищали современные технологии, и в 1920-х и 1930-х на его картинах появлялись дирижабли, эскалаторы метро, поезда, пущенные по новым дорогам. Ему удавалось передать эффект акварели в масляной живописи. Но во второй половине 1930-х ему досталось клеймо формалиста, и только в 1966 году его работы снова допустили к выставкам. Мне самой очень нравится Лабас, его «Светлый пейзаж» 1941 года есть в личной коллекции.


Совсем другое искусство у Гелия Коржева, еще одного резидента Масловки. Его имя — одно из ключевых в искусстве «сурового стиля». На волне оттепели это направление стало ответом на соцреализм, цель была — показать жизнь без прикрас, и полемика вполне вписалась в рамки официального искусства. Коржев был очень востребованным и титулованным художником, главной темой для него стали события военных лет. В числе самых известных его работ — «Проводы», здесь художник изобразил прощание с солдатом, уходящим на фронт.


Имя Нины Ватолиной вполне может быть незнакомо, но уверена, что вы ее видели, ведь женщина с советского плаката «Не болтай!» — как раз она. Художница стала плакатисткой, и многие ее работы уже давно признанные шедевры. Но с живописью Ватолина тоже работала, и в музее на Масловке есть ее автопортрет.


Еще одна легенда Масловки — Аминадав Каневский, который, между прочим, создал образ Мурзилки — желтого пушистого персонажа в берете из детского журнала. Художник много работал в книжной иллюстрации, а для журнала «Крокодил» готовил колкие карикатуры.


У городка художников огромное наследие. Но, как говорят в новом музее, помойка на Масловке видала многое: менялись времена, художники уходили на небеса, и бывало, что их работы отправлялись в мусор. Но сейчас в жизни этого легендарного квартала новый виток.
К вопросу о роли коллекционера в истории. Для Василия Демина, основателя музея, все началось с простой личной истории — с переезда. Пятнадцать лет назад он выбрал квартиру поближе к работе — именно здесь, на Масловке. Как он рассказывал в одном из интервью, сразу ощутил все прелести жизни в творческой среде. Когда новоселу подходило время спать, над головой в ночи начинали двигать мольберты. Но со временем Василий втянулся, начал знакомиться с местными художниками, собирать искусство, изучать тему. Постепенно и вызрела идея музея — и этот музей появился в родной для себя среде, ведь тут же рядом продолжаются личные истории художников, по-прежнему работают мастерские. Очень рекомендую заглянуть. Он камерный, и в выходные могут возникать пробки из экскурсий. Но там так приятно просто побыть, полистать книги, попить чаю. Посмотреть на район в «фирменные» шестиугольные окна. А еще — увидеть советское искусство более объемно. Во всех его полутонах, жанрах и направлениях.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7