От «сладкого» импрессионизма до фарфорового стиля: Пьер Огюст Ренуар в пяти картинах
Имя Пьера Огюста Ренуара почти стало синонимом сентиментальности в живописи. Он стоял у истоков Анонимного кооперативного объединения художников-живописцев, скульпторов и граверов — группы, которую впоследствии и назовут импрессионистами, — однако позднее выработал совсем другую манеру письма. В годовщину смерти художника (он ушел из жизни в этот день в 1919 году) решили изучить его творчество и рассказать о его эволюции.
ПРОБЫ ЖАНРОВ: «НАТЮРМОРТ С БУКЕТОМ И ВЕЕРОМ», 1871

Ренуар еще в детстве проявлял художественный талант, подростком устроился на фабрику по производству фарфора, где расписывал посуду, чтобы хоть немного помочь многодетной семье: в мастерской его прозвали господин Рубенс за неожиданные успехи. При первой же возможности юноша ходил в Лувр, где наслаждался античными произведениями, а с 1858 года начал понемногу рисовать, брал уроки и искал себя как художник. Несколько лет спустя он уже пробовал выставляться в Парижском салоне, и хотя первая попытка оказалась неудачной, живопись он не бросил. В течение десяти лет, вплоть до начала 1870-х, Ренуар экспериментировал с разными жанрами, в том числе с натюрмортом. Один из самых известных — «Натюрморт с букетом и веером» в экзотическо-японском духе по моде того времени — на самом деле оммаж Эдуарду Мане. На заднем плане, позади вазы, можно рассмотреть небольшую картину с группой людей — это гравюра Мане с полотна Диего Веласкеса, а лежащий букет перекликается с букетом на скандальной «Олимпии».
ИМПРЕССИОНИЗМ: «ПОРТРЕТ АКТРИСЫ ЖАННЫ САМАРИ», 1877

В 1874 году состоялась знаменитая выставка на бульваре Капуцинок в бывшей мастерской фотографа Надара — после нее в истории искусства появился термин «импрессионизм». Импрессионистами, то есть «впечатленцами», ее участников саркастично прозвал журналист Луи Леруа по мотивам названия картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Легкая, нечеткая живопись крупными цветными мазками, которая стремилась поймать момент и настроение, поначалу возмутила консервативную публику. Ренуар был одним из участников и деятельных организаторов выставки — он лично руководил развеской работ, и сам представил на ней пастели и шесть живописных полотен. Последующие годы у художника были весьма плодотворными, но квинтэссенцией его импрессионистического периода можно считать портрет Жанны Самари, молодой актрисы театра «Комеди Франсез». Ренуар писал Жанну четыре раза, и каждый из портретов отличается и колористическим решением, и композицией — есть, например, версия в полный рост, но портрет на размытом розовом фоне, где актриса позирует в голубом платье и подпирает подбородок рукой, оказался самым удачным. Представленный на Третьей импрессионистической выставке, он принес Ренуару долгожданную и славу и финансовую стабильность: картину приобрел в свою коллекцию Иван Морозов.
«ЭНГРОВСКИЙ ПЕРИОД»: «БОЛЬШИЕ КУПАЛЬЩИЦЫ», 1884–1887

В начале 1880-х Ренуар путешествовал по Италии, где познакомился с шедеврами мастеров итальянского возрождения, что сильно повлияло на его манеру письма: фигуры стали четко выписанными, цвета более плотными и сухими. Но главным источником вдохновения того времени для Ренуара оказался французский художник-академист Жан Огюст Доминик Энгр, так что историки искусства называют период его творчества 1883–1890 годов «энгровским» (интересно, что сам художник почему-то называл его «кислым»). Для знаковой работы этого периода — «Больших купальщиц» (они действительно большие: полотно 117 на 180 сантиметров) — Ренуар впервые делал наброски и эскизы, в итоге живопись стала сдержаннее, холоднее, лощенее. На полотно у него ушло больше трех лет — это самая трудоемкая работа художника.
«ПЕРЛАМУТРОВЫЙ ПЕРИОД»: «ДЕВУШКИ ЗА ФОРТЕПЬЯНО», 1892

Отработав передачу материальности тела на холсте на «Купальщицах», Ренуар перешел к тому, чтобы начать придавать фигурам внутренний свет за счет сложных цветовых сочетаний. Это была почти математическая задача: в каких пропорциях смешивать краски, как положить мазки таким образом, чтобы поверхность не «распадалась» при взгляде вблизи, как у классических импрессионистов, но эффект легкости и свечения оставался? Художнику это удалось, и поэтому период 1891–1902 годов прозвали «перламутровым»: будь то портреты или даже натюрморты с яблоками и цветами, все поверхности будто слегка переливаются. Яркий пример — «Девушки за фортепиано», написанные по предложению друга Ренуара поэта Стефана Малларме, — идиллическая композиция в духе французской буржуазии, практически квинтэссенция ее идеалов. Этот зрелый стиль художника иногда еще называют «фарфоровым» за некоторое сходство его портретов и бытовых сцен с милыми фарфоровыми фигурками, излюбленным украшением интерьера.
«КРАСНЫЙ ПЕРИОД»: «ПОРТРЕТ АМБРУАЗА ВОЛЛАРА», 1908

От любителя тонких полутонов Ренуара такого не ожидали, но «перламутровый» период сменился «красным» — с тяготением к соответствующей более темной и насыщенной палитре. И все же мягкости линий и импрессионистическому мазку художник не изменил. В таком ключе он написал портрет своего агента Амбруаза Воллара, знаменитого торговца предметами искусства, давшего путевку в жизнь целой плеяде живописцев — от Сезанна и Пикассо до Гогена и Ван Гога. Воллар как скупал у Ренуара его старые работы, так и заказывал новые, при этом шел на разные ухищрения, лишь бы заполучить как можно больше картин, и выполнял все капризы художника (на склоне лет Ренуар болел артритом, и его характеру это на пользу не шло). Конечно, собственный портрет Воллару тоже хотелось, и Ренуар писал своего арт-дилера несколько раз, в том числе в образе увлеченного ценителя небольших скульптур. Но и тут нашлось место иронии художника. Скачущие коровы на скатерти — отсылка к давней шутке Воллара: «Скажите, пожалуйста, месье Ренуар, почему это в Швейцарии не устраивают бои быков? Ведь там полно коров!»
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7