Поиск

Пластилиновый пейзаж и детские мечты: как проект «Взгляды» меняет городскую среду Южно-Сахалинска

Пластилиновый пейзаж и детские мечты: как проект «Взгляды» меняет городскую среду Южно-Сахалинска

Текст: Варя Баркалова

Уже второй год подряд в Южно-Сахалинске работает паблик-арт-программа «Взгляды», в рамках которой уличные художники из разных уголков России и других стран создают в городе муралы. В результате однотипная среда с советской застройкой преображается, жители знакомятся с уличным искусством в разных проявлениях, а сам город становится более привлекательным для туристов. Рассказываем о проекте и составляем краткий арт-маршрут по Южно-Сахалинску и окрестностям.


Пластилиновый пейзаж и детские мечты: как проект «Взгляды» меняет городскую среду Южно-Сахалинска (фото 1)
Зия Рисует, «Искатель»

Что мы представляем, думая о Южно-Сахалинске? Один из самых удаленных на восток российских городов, который до 1905 года был просто селом, а потом и вплоть до 1945-го — центром японской префектуры Карафуто. Он мало выделяется в архитектурном и культурном плане: из-за низкой советской застройки и удаленности от других крупных городов среда здесь формируется не самая яркая, хотя у региона точно есть мощный потенциал. Один из проектов, как раз нацеленных на его развитие, — программа «Взгляды», которую инициировали губернатор Валерий Лимаренко, мэр Сергей Надсадин и заместитель директора Департамента архитектуры Яна Ермакова, куратором стал Александр Мущенко.

В 2024 году по результатам опен-колла пригласили 38 художников, которые создали более 50 объектов уличного искусства — как большие росписи фасадов на центральных улицах, так и полусекретные, прячущиеся в укромных дворах. В 2025-м состоялась вторая итерация — в городе появилось 25 новых муралов от 12 художников из разных городов России, а также из Кыргызстана и Швейцарии. Город буквально заиграл новыми красками.

Пластилиновый пейзаж и детские мечты: как проект «Взгляды» меняет городскую среду Южно-Сахалинска (фото 2)
Алексей Kislow, «В тени великанов»
Пластилиновый пейзаж и детские мечты: как проект «Взгляды» меняет городскую среду Южно-Сахалинска (фото 3)
Роман Добро, «Журавль»

КУРАТОР ПРОЕКТА «ВЗГЛЯДЫ» АЛЕКСАНДР МУЩЕНКО: «Раньше появление паблик-арт-объектов в городе было хаотичным и зависело от разовых инициатив. Это привело к тому, что город начал заполняться декоративными изображениями без идеи и авторства. Запустив программу, мы структурировали работу в этой сфере и сосредоточились на сотрудничестве с художниками. Теперь муралы воспринимаются не как рекламные баннеры, а как элементы масштабного проекта, объединяющего десятки людей со всей России и не только. Мы верим, что создаем благоприятную атмосферу для развития креативной экономики. Это и новые рабочие места, и возможность профессионального роста.

В случае таких городов, как Южно-Сахалинск, паблик-арт позволяет расширить и улучшить опыт восприятия города жителями и туристами. Появляются точки визуального притяжения. Еще мы постоянно находимся в поиске локальной идентичности, Сахалинская область — молодой регион, и мы чувствуем запрос на понятные местному населению образы. Есть еще и навигационный эффект (не зря в этом году мы выбрали тему «Система координат»): люди начинают ориентироваться по муралам, предлагать встретиться у них, объяснять, как пройти или проехать, используя их».

В этом году совместили формат опен-колла и кураторского отбора: для росписи фасадов зданий специально пригласили художников, которых выбрала команда проекта, а по результатам заявок отобрали тех, кто создаст скульптуры и объемные инсталляции следующим летом. В планах — расширить «Взгляды» дальше, за пределы города, в удаленные муниципалитеты (в идеале — добраться до Курильских островов), создавать точки туристического притяжения и усиливать локальную идентичность.

Сейчас в Южно-Сахалинске и пригородах набралось уже под восемь десятков муралов — их карту можно найти на сайте «Взглядов» и составить собственный маршрут. Мы выбрали восемь работ, которые точно стоит в него включить, и попросили авторов их прокомментировать.


SHOZY, «САД НЕВИДИМЫХ ТРОСТНИКОВ»

ул. Комсомольская, 289-291

Пластилиновый пейзаж и детские мечты: как проект «Взгляды» меняет городскую среду Южно-Сахалинска (фото 4)
Пластилиновый пейзаж и детские мечты: как проект «Взгляды» меняет городскую среду Южно-Сахалинска (фото 5)

Художник Shozy известен тем, что создает оптические иллюзии: то фасад дома неожиданно выгибается и набухает, то искусно нарисованные окна перетекают в параллельную вселенную. Один из его южносахалинских муралов, впрочем, совсем другой. На Сахалине растет много эндемиков — растений, которые встречаются только в этих местах и которые не найти в европейской части России. Одно из них — бамбучник, трава, напоминающая миниатюрный бамбук, с плотными стеблями и характерными вытянутыми листьями, шелестящими на ветру. Именно тени бамбучника в работе Shozy легли на фасад полуабстрактным узором. Если не знать, что стало прообразом, то можно увидеть что-то свое, но такова и задумка.

SHOZY: «Работа — про неосязаемые материи, тени — метафора воспоминаний, прошлых переживаний и впечатлений. По этой причине сам тростник отсутствует на мурале. Хочу, чтобы люди сами решали, как понять эту работу».


АНАТОЛИЙ AKUE, «БОГАТСТВО»

ул. Комсомольская, 290

Пластилиновый пейзаж и детские мечты: как проект «Взгляды» меняет городскую среду Южно-Сахалинска (фото 6)
Пластилиновый пейзаж и детские мечты: как проект «Взгляды» меняет городскую среду Южно-Сахалинска (фото 7)

Что такое богатство? Деньги, ресурсы, свобода? Анатолий Аkue, знаковый московский уличный художник-абстракционист, переплетает на своем мурале природные и городские образы, условно узнаваемые, но достаточно обобщенные, чтобы каждый увидел и считал их по-своему.

АНАТОЛИЙ AKUE: «Эта работа наполнена множеством символов, узнаваемых и скрытых. Некоторые отсылают к природе и процессам роста, другие — к архетипическим формам. Для меня это — о постоянном возникновении и исчезновении внутренних и внешних условий. Если человек может воспринимать такое движение как естественное,то все элементы становятся отображением богатства. Сегодня мы одни, завтра — другие, и это прекрасно».


АНТОН СПУТНИК, «ПЕРИПЕТИЯ» И «ПЕРИПЕТИЯ 2/2»

ул. Емельянова, 7 и 9

Пластилиновый пейзаж и детские мечты: как проект «Взгляды» меняет городскую среду Южно-Сахалинска (фото 8)

Антон Спутник, работающий с реалистическим символизмом, создал в Южно-Сахалинске триптих о жизненных перипетиях. Клубок — прямая отсылка к воплощению судьбы. Такая метафора проходит красной нитью через всю античную мифологию, где мойры и парки прядут, отмеряют и перерезают те самые нити человеческих жизней. В дуэте муралов, которые оказались на торцах соседних домов вполоборота друг к другу, считывается и заземление на локальную почву: неприхотливую календулу местные дачники особенно любят высаживать.

АНТОН СПУТНИК: «Первоначальный сюжет — о том, что жизненные пути у всех разные, запутанные, и мы расплетаем узелки. В жизни много разных поворотов, неожиданных ситуаций, трудностей, но также радостей и счастья — тем жизнь и интересна, что она многогранна. Когда родилось дополнение к сюжету, я добавил девушку как символ поддержки: мы на своем жизненном пути дарим людям себя, свои эмоции, неизбежно разделяем с кем-то этот самый путь. В любом случае каждый зритель увидит здесь что-то свое, но, надеюсь, теплое, хорошее, положительное».


LPVDA, «СОЗДАЙ СВОЙ ПУТЬ»

ул. Фабричная, 13

Пластилиновый пейзаж и детские мечты: как проект «Взгляды» меняет городскую среду Южно-Сахалинска (фото 9)
Пластилиновый пейзаж и детские мечты: как проект «Взгляды» меняет городскую среду Южно-Сахалинска (фото 10)

В городе сохранилась архитектурная редкость: некоторые глухие торцы пятиэтажек еще в советские времена утепляли деревянными досками. Сейчас представить себе такое невозможно в силу противопожарных норм, но демонтировать доски не торопятся. Швейцарский художник Антуан Гиньяр, известный как LPVDA, работает в уникальной технике резьбы именно по старым посеревшим деревянным поверхностям: его муралы не нарисованы, а вырезаны болгаркой. Так что с Южно-Сахалинском случился идеальный мэтч: художник создал трогательную работу, героем которой стал юный искатель приключений, ищущий свой путь — и буквально, и метафорически.

LPVDA: «Главный символ в этой работе — карта. А еще тут есть антенны: они передают сигнал, который может нас информировать или дезинформировать. Ребенок — символ будущего, а компас — ценностей, которые помогают нам ориентироваться».


АНДРЕЙ ОЛЕНЕВ, «ТУРИСТ»

с. Дальнее, ул. Крымская, 9

Пластилиновый пейзаж и детские мечты: как проект «Взгляды» меняет городскую среду Южно-Сахалинска (фото 11)

Проект «Взгляды» распространяется и на пригороды Южно-Сахалинска — например, село Дальнее с 3-этажной застройкой ровными рядами. Торцы домов тут — идеальные холсты для муралов. Нижегородский художник Андрей Оленев расписал три из них сюжетами на тему исследования мира — через учебу, искусство, путешествия. В его работах реализм выходит за рамки фантазий, как в добром сне.

АНДРЕЙ ОЛЕНЕВ: «У меня было три фасада в Дальнем. В этих работах появляются три образа: турист, мальчик-исследователь и художник. Каждый из них по-своему отражает идею пути и поиска, которая близка Сахалину: это край, где люди постоянно находятся в движении, между природой и городом. Поэтому, думаю, местным жителям это может быть интересно и близко: в героях легко узнать себя».


НИКИТА РОМАНОВ (ERENDAJ), «ДАЛЕКАЯ ЗВЕЗДА»

ул. Комсомольская, 247

Пластилиновый пейзаж и детские мечты: как проект «Взгляды» меняет городскую среду Южно-Сахалинска (фото 12)

Жителям Москвы и вообще европейской части России Дальний Восток в целом и Сахалин в частности кажутся чем-то невероятно далеким — еще бы, лететь почти девять часов, буквально другой край света, почти что космос. Этот образ и взял за основу пензенский художник Никита Erendaj. В мурале он использовал элементы рисунков коренных жителей Сахалина, а еще старался максимально вписать узор в существующую архитектурную среду. Для этого он ориентировался на границы фасадных плит, сделав их основой композиции, а еще вручную замешивал фасадную краску, подбирая оттенки вплоть до полного слияния с общим колоритом здания.

НИКИТА РОМАНОВ (ERENDAJ): «Эта метафора родилась из размышлений об острове Сахалин, вернее, о его уникальном географическом положении — колоссальной удаленности от материковой России. Для многих наших соотечественников фраза «отправиться на Сахалин» звучит почти так же фантастически, как «полететь к звездам». Этот остров в массовом сознании существует где-то на краю света, становясь символом чего-то бесконечно далекого и оттого заветного».


АНДРЕЙ КАЛУГИН, «КОРАБЛЬ ДЕТСТВА»

ул. Есенина, 4

Пластилиновый пейзаж и детские мечты: как проект «Взгляды» меняет городскую среду Южно-Сахалинска (фото 13)

Художник Андрей Калугин родом из Дагестана создал в Южно-Сахалинске несколько муралов — и в прошлом сезоне «Взглядов», и в этом: они посвящены теме детства, и всего светлого и обнадеживающего, что с ним связано. Масштабный «Корабль детства» — квинтэссенция тех удовольствий, которые с возрастом становятся нам недоступны. Например, силой фантазии превратить несколько наскоро сколоченных досок в корабль, который отвезет нас в кругосветное путешествие.

АНДРЕЙ КАЛУГИН: «В мире суеты и технологического марафона все еще существуют дети, которые находят умиротворение в простых радостях старых и забытых игр. Они, словно хранители древних традиций, воссоздают эхо детства в забытых улочках времени. В их играх нет места электронным изыскам, лишь покорные радости простоты и волшебства, запечатленные в каждом живом движении, в каждом веселом крике».


ТИМУР ФОРК, «САХАЛИН»

Комсомольский пр-т, 20

Пластилиновый пейзаж и детские мечты: как проект «Взгляды» меняет городскую среду Южно-Сахалинска (фото 14)

Возможно, самый трогательный мурал получился у Тимура Форка: он перенес на фасад пластилиновую картину с сахалинской природой, морем, горами, крабом и медведем, ловящим рыбу. Это природоохранный призыв, выраженный через предельно детский взгляд, очищенный от условностей, ведь одна из важных причин беречь природу — это сохранить ее для поколения детей. В процессе работы художник действительно слепил пейзаж из пластилина, а потом перерисовал его на стену с точностью до отпечатков пальцев. Интересный парадокс, ведь обычно уличные художники стремятся к анонимности — здесь же есть буквальные отпечатки для идентификации автора.

ТИМУР ФОРК: «Через эту работу я попытался показать Сахалин таким, каким его воспринимает ребенок — тот самый, что живет во мне. Я хотел поделиться этим чувством первооткрывателя, передать ту неподдельную радость, которая рождается при первом знакомстве с морем, горами, солнцем и животными. Это Сахалин, увиденный моими детскими глазами, в процессе его познания».

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Больше