Пластилиновый пейзаж и детские мечты: как проект «Взгляды» меняет городскую среду Южно-Сахалинска
Уже второй год подряд в Южно-Сахалинске работает паблик-арт-программа «Взгляды», в рамках которой уличные художники из разных уголков России и других стран создают в городе муралы. В результате однотипная среда с советской застройкой преображается, жители знакомятся с уличным искусством в разных проявлениях, а сам город становится более привлекательным для туристов. Рассказываем о проекте и составляем краткий арт-маршрут по Южно-Сахалинску и окрестностям.

Что мы представляем, думая о Южно-Сахалинске? Один из самых удаленных на восток российских городов, который до 1905 года был просто селом, а потом и вплоть до 1945-го — центром японской префектуры Карафуто. Он мало выделяется в архитектурном и культурном плане: из-за низкой советской застройки и удаленности от других крупных городов среда здесь формируется не самая яркая, хотя у региона точно есть мощный потенциал. Один из проектов, как раз нацеленных на его развитие, — программа «Взгляды», которую инициировали губернатор Валерий Лимаренко, мэр Сергей Надсадин и заместитель директора Департамента архитектуры Яна Ермакова, куратором стал Александр Мущенко.
В 2024 году по результатам опен-колла пригласили 38 художников, которые создали более 50 объектов уличного искусства — как большие росписи фасадов на центральных улицах, так и полусекретные, прячущиеся в укромных дворах. В 2025-м состоялась вторая итерация — в городе появилось 25 новых муралов от 12 художников из разных городов России, а также из Кыргызстана и Швейцарии. Город буквально заиграл новыми красками.


КУРАТОР ПРОЕКТА «ВЗГЛЯДЫ» АЛЕКСАНДР МУЩЕНКО: «Раньше появление паблик-арт-объектов в городе было хаотичным и зависело от разовых инициатив. Это привело к тому, что город начал заполняться декоративными изображениями без идеи и авторства. Запустив программу, мы структурировали работу в этой сфере и сосредоточились на сотрудничестве с художниками. Теперь муралы воспринимаются не как рекламные баннеры, а как элементы масштабного проекта, объединяющего десятки людей со всей России и не только. Мы верим, что создаем благоприятную атмосферу для развития креативной экономики. Это и новые рабочие места, и возможность профессионального роста.
В случае таких городов, как Южно-Сахалинск, паблик-арт позволяет расширить и улучшить опыт восприятия города жителями и туристами. Появляются точки визуального притяжения. Еще мы постоянно находимся в поиске локальной идентичности, Сахалинская область — молодой регион, и мы чувствуем запрос на понятные местному населению образы. Есть еще и навигационный эффект (не зря в этом году мы выбрали тему «Система координат»): люди начинают ориентироваться по муралам, предлагать встретиться у них, объяснять, как пройти или проехать, используя их».
В этом году совместили формат опен-колла и кураторского отбора: для росписи фасадов зданий специально пригласили художников, которых выбрала команда проекта, а по результатам заявок отобрали тех, кто создаст скульптуры и объемные инсталляции следующим летом. В планах — расширить «Взгляды» дальше, за пределы города, в удаленные муниципалитеты (в идеале — добраться до Курильских островов), создавать точки туристического притяжения и усиливать локальную идентичность.
Сейчас в Южно-Сахалинске и пригородах набралось уже под восемь десятков муралов — их карту можно найти на сайте «Взглядов» и составить собственный маршрут. Мы выбрали восемь работ, которые точно стоит в него включить, и попросили авторов их прокомментировать.
SHOZY, «САД НЕВИДИМЫХ ТРОСТНИКОВ»
ул. Комсомольская, 289-291


Художник Shozy известен тем, что создает оптические иллюзии: то фасад дома неожиданно выгибается и набухает, то искусно нарисованные окна перетекают в параллельную вселенную. Один из его южносахалинских муралов, впрочем, совсем другой. На Сахалине растет много эндемиков — растений, которые встречаются только в этих местах и которые не найти в европейской части России. Одно из них — бамбучник, трава, напоминающая миниатюрный бамбук, с плотными стеблями и характерными вытянутыми листьями, шелестящими на ветру. Именно тени бамбучника в работе Shozy легли на фасад полуабстрактным узором. Если не знать, что стало прообразом, то можно увидеть что-то свое, но такова и задумка.
SHOZY: «Работа — про неосязаемые материи, тени — метафора воспоминаний, прошлых переживаний и впечатлений. По этой причине сам тростник отсутствует на мурале. Хочу, чтобы люди сами решали, как понять эту работу».
АНАТОЛИЙ AKUE, «БОГАТСТВО»
ул. Комсомольская, 290


Что такое богатство? Деньги, ресурсы, свобода? Анатолий Аkue, знаковый московский уличный художник-абстракционист, переплетает на своем мурале природные и городские образы, условно узнаваемые, но достаточно обобщенные, чтобы каждый увидел и считал их по-своему.
АНАТОЛИЙ AKUE: «Эта работа наполнена множеством символов, узнаваемых и скрытых. Некоторые отсылают к природе и процессам роста, другие — к архетипическим формам. Для меня это — о постоянном возникновении и исчезновении внутренних и внешних условий. Если человек может воспринимать такое движение как естественное,то все элементы становятся отображением богатства. Сегодня мы одни, завтра — другие, и это прекрасно».
АНТОН СПУТНИК, «ПЕРИПЕТИЯ» И «ПЕРИПЕТИЯ 2/2»
ул. Емельянова, 7 и 9

Антон Спутник, работающий с реалистическим символизмом, создал в Южно-Сахалинске триптих о жизненных перипетиях. Клубок — прямая отсылка к воплощению судьбы. Такая метафора проходит красной нитью через всю античную мифологию, где мойры и парки прядут, отмеряют и перерезают те самые нити человеческих жизней. В дуэте муралов, которые оказались на торцах соседних домов вполоборота друг к другу, считывается и заземление на локальную почву: неприхотливую календулу местные дачники особенно любят высаживать.
АНТОН СПУТНИК: «Первоначальный сюжет — о том, что жизненные пути у всех разные, запутанные, и мы расплетаем узелки. В жизни много разных поворотов, неожиданных ситуаций, трудностей, но также радостей и счастья — тем жизнь и интересна, что она многогранна. Когда родилось дополнение к сюжету, я добавил девушку как символ поддержки: мы на своем жизненном пути дарим людям себя, свои эмоции, неизбежно разделяем с кем-то этот самый путь. В любом случае каждый зритель увидит здесь что-то свое, но, надеюсь, теплое, хорошее, положительное».
LPVDA, «СОЗДАЙ СВОЙ ПУТЬ»
ул. Фабричная, 13


В городе сохранилась архитектурная редкость: некоторые глухие торцы пятиэтажек еще в советские времена утепляли деревянными досками. Сейчас представить себе такое невозможно в силу противопожарных норм, но демонтировать доски не торопятся. Швейцарский художник Антуан Гиньяр, известный как LPVDA, работает в уникальной технике резьбы именно по старым посеревшим деревянным поверхностям: его муралы не нарисованы, а вырезаны болгаркой. Так что с Южно-Сахалинском случился идеальный мэтч: художник создал трогательную работу, героем которой стал юный искатель приключений, ищущий свой путь — и буквально, и метафорически.
LPVDA: «Главный символ в этой работе — карта. А еще тут есть антенны: они передают сигнал, который может нас информировать или дезинформировать. Ребенок — символ будущего, а компас — ценностей, которые помогают нам ориентироваться».
АНДРЕЙ ОЛЕНЕВ, «ТУРИСТ»
с. Дальнее, ул. Крымская, 9

Проект «Взгляды» распространяется и на пригороды Южно-Сахалинска — например, село Дальнее с 3-этажной застройкой ровными рядами. Торцы домов тут — идеальные холсты для муралов. Нижегородский художник Андрей Оленев расписал три из них сюжетами на тему исследования мира — через учебу, искусство, путешествия. В его работах реализм выходит за рамки фантазий, как в добром сне.
АНДРЕЙ ОЛЕНЕВ: «У меня было три фасада в Дальнем. В этих работах появляются три образа: турист, мальчик-исследователь и художник. Каждый из них по-своему отражает идею пути и поиска, которая близка Сахалину: это край, где люди постоянно находятся в движении, между природой и городом. Поэтому, думаю, местным жителям это может быть интересно и близко: в героях легко узнать себя».
НИКИТА РОМАНОВ (ERENDAJ), «ДАЛЕКАЯ ЗВЕЗДА»
ул. Комсомольская, 247

Жителям Москвы и вообще европейской части России Дальний Восток в целом и Сахалин в частности кажутся чем-то невероятно далеким — еще бы, лететь почти девять часов, буквально другой край света, почти что космос. Этот образ и взял за основу пензенский художник Никита Erendaj. В мурале он использовал элементы рисунков коренных жителей Сахалина, а еще старался максимально вписать узор в существующую архитектурную среду. Для этого он ориентировался на границы фасадных плит, сделав их основой композиции, а еще вручную замешивал фасадную краску, подбирая оттенки вплоть до полного слияния с общим колоритом здания.
НИКИТА РОМАНОВ (ERENDAJ): «Эта метафора родилась из размышлений об острове Сахалин, вернее, о его уникальном географическом положении — колоссальной удаленности от материковой России. Для многих наших соотечественников фраза «отправиться на Сахалин» звучит почти так же фантастически, как «полететь к звездам». Этот остров в массовом сознании существует где-то на краю света, становясь символом чего-то бесконечно далекого и оттого заветного».
АНДРЕЙ КАЛУГИН, «КОРАБЛЬ ДЕТСТВА»
ул. Есенина, 4

Художник Андрей Калугин родом из Дагестана создал в Южно-Сахалинске несколько муралов — и в прошлом сезоне «Взглядов», и в этом: они посвящены теме детства, и всего светлого и обнадеживающего, что с ним связано. Масштабный «Корабль детства» — квинтэссенция тех удовольствий, которые с возрастом становятся нам недоступны. Например, силой фантазии превратить несколько наскоро сколоченных досок в корабль, который отвезет нас в кругосветное путешествие.
АНДРЕЙ КАЛУГИН: «В мире суеты и технологического марафона все еще существуют дети, которые находят умиротворение в простых радостях старых и забытых игр. Они, словно хранители древних традиций, воссоздают эхо детства в забытых улочках времени. В их играх нет места электронным изыскам, лишь покорные радости простоты и волшебства, запечатленные в каждом живом движении, в каждом веселом крике».
ТИМУР ФОРК, «САХАЛИН»
Комсомольский пр-т, 20

Возможно, самый трогательный мурал получился у Тимура Форка: он перенес на фасад пластилиновую картину с сахалинской природой, морем, горами, крабом и медведем, ловящим рыбу. Это природоохранный призыв, выраженный через предельно детский взгляд, очищенный от условностей, ведь одна из важных причин беречь природу — это сохранить ее для поколения детей. В процессе работы художник действительно слепил пейзаж из пластилина, а потом перерисовал его на стену с точностью до отпечатков пальцев. Интересный парадокс, ведь обычно уличные художники стремятся к анонимности — здесь же есть буквальные отпечатки для идентификации автора.
ТИМУР ФОРК: «Через эту работу я попытался показать Сахалин таким, каким его воспринимает ребенок — тот самый, что живет во мне. Я хотел поделиться этим чувством первооткрывателя, передать ту неподдельную радость, которая рождается при первом знакомстве с морем, горами, солнцем и животными. Это Сахалин, увиденный моими детскими глазами, в процессе его познания».
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7