Блокбастеры, диалоги эпох, щепотка провокации: Анастасия Постригай — о главных арт-событиях года
От Кустодиева в Третьяковской галерее до авангардистов в центре «Зотов» — уходящий год запомнится нам, в числе прочего, громкими выставками, некоторые из которых будут работать еще и в начале 2026-го. Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай делится своим личным топ-листом проектов 2025-го, которые точно оставят след в новейшей музейной истории столицы.

Анастасия Постригай
колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op-Pop-Art

В уходящем году событий было столько, что не уместить ни в топ-5, ни даже в лучшую десятку. Блокбастеры, диалоги эпох, тонкая кураторская работа, щепотка провокации — было разное, чувствуется потенциал для еще более ярких высказываний, и именно это ощущение хочется взять с собой в 2026 год. Чтобы его закрепить, давайте вместе пройдем экспресс-тур по самым ярким проектам года.
Начинался 2025-й с хитов. «Это лучшее, что у нас есть» — уже в самом названии проекта ММОМА и The Art Newspaper Russia заключен размах. Больше двадцати имен, разные поколения — от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Валерия Чтака и Ирины Кориной. Конечно, Москва привыкла к сложным концепциям, так что встречались рецензии в духе «Просто лучшее? И все?». Но у нас пока ни в одной институции нет постоянной экспозиции, где можно было бы увидеть современное искусство в масштабе. Поэтому каждый такой проект, пусть даже временный, — на вес золота.
То же скажу и о выставке «Расположение картин зависит от вкуса» в «Мультимедиа-арт-музее» — из коллекции Антона Козлова. В ней что ни работа, то мечта. Я сходила на выставку, кажется, десять раз, сводила на нее коллекционеров и друзей. Все потому, что экспозиция стала лучшим ответом на вопрос о том, какое искусство стоит смотреть и покупать. Особенно порадовалась кубикам Риммы Герловиной: их встретишь нечасто.


В фонде «Екатерина» тоже сделали обзор искусства за полвека, но сфокусировались на метафизике. На выставке «Разум и чувства» были натюрморты Дмитрия Краснопевцева, «белое на белом» Владимира Вейсберга, черепахи Дмитрия Плавинского, хрестоматийный Виктор Пивоваров — камерная, но очень многослойная экспозиция.
Еврейский музей в этом году еще раз продемонстрировал то, в чем я и не сомневалась: если в анонсах появляется их новая выставка, идти точно надо. В проект «Танец ХХ века: Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие» Мария Гадас вплела море подтекстов. Минимум балерин на холстах, максимум мэтча между танцем и живописью по сути. И даже сложные темы вроде супрематического балета и отражения музыки через цвет были поданы суперинтересно и понятно.
К слову, до конца январских праздников будет работать выставка об архитекторе Якове Чернихове. Если у вас сейчас мелькнула мысль, что на чертежи зданий в каникулы смотреть не хочется, — поверьте, экспозиция не про это. Чернихов строил мало, уцелело еще меньше, и главное, что он оставил, — это графические работы и архитектурные фантазии. И на выставке в Еврейском музее будто сам погружаешься в прекрасный сон.
О красивой мечте был, конечно, и Борис Кустодиев в Третьяковке. Тут какие слова ни скажи, покажутся излишними. Просто иногда очень приятно оказаться на выставке, где все знакомое и будто родное — от розовощеких Венер до Шаляпина в легендарной шубе. Страна Кустодия — жизнеутверждающее высказывание художника. Ведь свои самые радостные, светлые работы он написал, когда уже был прикован к постели из-за болезни. Глядя на это искусство, проникаешься благодарностью за многие вещи, которые часто принимаешь как должное.
У «Улицы Сна» Ольги Чернышевой в «ГЭС-2» был похожий вайб сновидения — его художница создала вместе с куратором Виктором Мизиано. Но оно было связано, скорее, не с фантазией, а с особенной оптикой. «Улица …сна…» — с такого указателя на даче начался проект, в честь которого и назвали выставку. Это была Лесная улица, но отлетевшие буквы будто создали повод посмотреть вокруг под новым углом. Экспозиция в «ГЭС-2» показала, как виртуозно художница создает фантасмагорию из привычного. Запомнилась ее фотография хрустальных люстр, висящих на обочине дороги, — интерпретация жизни в 1990-х, когда зарплату выдавали товарами. Работы Ольги в моем вишлисте коллекционера, очень жду момента.


Эффект погружения очень оценила на выставке «Будущее воспоминаний» в усадьбе Демидова. Стены этого дома, прежде чем превратиться в руины, видели времена и получше, и похуже. И современное искусство здесь так деликатно вплеталось во все эти слои истории, что дыхание перехватывало. Вырубленные топором работы Нестора Энгельке напоминали о роскошной коллекции классики, которую хранил здесь князь Голицын. Хлеб как арт-объект в исполнении Серафимы Красниковой — отсылка к тому, что Новая Басманная названа в честь пекарей. В общем, диалог эпох состоялся — все как я люблю.


Похожую историю сейчас придумали с особняком в 1-м Казачьем переулке — там до апреля следующего года работает выставка «Все напоказ?». Сама еще не была, но отзывы слышала очень хорошие. Только вот билеты придется буквально выслеживать — их сметают, как только открываются новые слоты.
Тонкий лед в этом году тоже тестировали: фонд Ruarts посвятил целую выставку явлению, о котором говорить открыто не очень принято, — китчу. Создатели экспозиции «Чересчур» не ставили перед собой задачи дать прямые ответы. Скорее, предложили задуматься о том, как найти границы разумного: где заканчивается «норм» и начинается «стрем». А это не так просто, особенно перед обезоруживающим котом Алины Глазун на диптихе «Козлик» и «Зайчик».


А Музей русского импрессионизма устроил настоящую цветотерапию на выставке «Русские дикие». Получилось не только протянуть нить между Матиссом и авангардом, но и показать их новое прочтение в современном искусстве. Выставка в сердце надолго, ведь на третьем этаже было много работ Вари Выборовой.
Еще один безусловный фаворит года — выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале “А — Я”» в центре «Зотов». Знаете, сложно понять значение слов «Пушкин создал литературный русский язык», если не прочитать, что было до него. Так же и с шестидесятниками: можно бесконечно говорить о диалоге двух волн авангарда. Но лучше один раз увидеть своими глазами, как два разных поколения общались через десятилетия. И в искусстве, и на страницах журнала «А — Я», вокруг которого построена экспозиция. На выставку еще можно успеть до 18 января.
Очень хочу отметить ярмарку |catalog|. Просто потому, что до декабря в воздухе висел вопрос, состоится ли. Проблема возникла с площадкой, поскольку здание типографии Ивана Сытина было закрыто на реставрацию. И все же |catalog| смог вернуться, мы снова встретились, да еще и в самом центре Москвы, почти у Кремля.


Моя галерея Postrigay Gallery показывала работы нашей резидентки Варвары Выборовой и художницы Кати Медведевой, которая работала в наивном искусстве. А еще мы впервые специально к ярмарке провели open call и представили двух новых художниц. Оля Симонова создает нежные композиции из керамики, которые можно пересобирать по настроению как конструктор. А Варвара Нагорнова очень изящно погружает в антураж полароидных снимков и утренников с «зайчиками» и «снежинками».

Что сказать, 2025 год задал очень хороший темп. Совсем скоро мы перевернем эту страницу и пойдем дальше. Так что пожелаю нам в следующем году новых встреч, новых имен и потрясающих свиданий с искусством.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7