Поиск

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе

Текст: Марина Бандаренко

T

Пугающие, властные, харизматичные, печальные или романтичные — какими бы ни были вампиры на экране, истории о них неизменно привлекают публику. Мы решили, что очередной Хеллоуин — отличный повод вспомнить главных кровопийц современного (и не только) кинематографа и проследить, как их образы менялись десятилетие за десятилетием.

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ХХ ВЕКА:

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 1)

В начале ХХ века вампиры в кино были существами потусторонними, мистическими и откровенно пугающими — для мира людей они представали абсолютными чужаками, а наделять их добродетелями и способностью глубоко чувствовать кинематографисты не спешили. Это была эпоха, когда образ аристократа с клыками еще действительно мог кого-то напугать.

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 2)

«Носферату, симфония ужаса» (1922)

Одним из первых вампиров в мировом кино стал граф Орлок в исполнении Макса Шрека из культовой немой ленты «Носферату, симфония ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау. Этот герой — чудовище, несущее с собой лишь зло. Носферату напоминает фольклорного вурдалака — он монстр с длинными когтями, крысиными зубами, мертвенно-бледной кожей, заостренными ушами летучей мыши и жуткой лысой головой.

По сути фильм — экранизация готического романа ирландского писателя Брэма Стокера «Дракула». Чиновник, учитель, критик, а позже руководитель театра Генри Ирвинга, впервые Стокер опубликовал свой главный труд, над которым работал около восьми лет, в 1897 году. Придумывая самого известного вампира в поп-культуре, он вдохновлялся фольклором, а также реальными историческими персонажами — например, образом валашского аристократа Влада III Цепеша по прозвищу «Дракула». Однако интерпретация Мурнау создана по сути нелегально — студия не удосужилась выкупить права у вдовы автора Флоренс Стокер. Именно поэтому Орлок получил имя Носферату, а действие происходит в немецком городе Висборге.

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 3)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 4)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 5)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 6)

«Носферату, симфония ужаса» (1922), реж. Фридрих Вильгельм Мурнау

Источник: IMDb

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 7)

«Дракула» (1931)

Спустя 10 лет после «Носферату» мир увидел в кино первого «легального» «Дракулу» — авторами картины о румынском графе-вампире стали Тод Браунинг и Карл Фройнд.

Здесь главный герой, сыгранный Белой Лугоши, уже не выглядит чудовищем, однако и к человеческим существам его отнести сложно: он мертвенно бледный, а во рту у него длинные белоснежные клыки. Впрочем, этот образ (как и Носферату) далек от канонического. Брэм Стокер описывал своего героя так: «высокий старик с чисто выбритым подбородком и длинными седыми усами; одет он был с головы до ног во все черное». Также писатель выделял его «энергичное, оригинальное лицо, тонкий нос и какие-то особенные, странной формы ноздри; надменный высокий лоб, и волосы, скудно и в то же время густыми клоками росшие около висков». Однако схожесть все-таки прослеживается: Дракула Лугоши, как и герой Стокера, обладает способностями перевоплощаться в летучую мышь, гипнотизировать и обращать людей в бессмертных существ. Впоследствии образ станет эталонным — его будут цитировать режиссеры многих фильмов о вампирах.

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 8)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 9)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 10)

«Дракула» (1931), реж. Тод Браунинг, Карл Фройнд

Источник: IMDb

1940-Е — 1950-Е:

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 11)

К середине столетия вампиры становятся все более дерзкими и жестокими. Теперь они не просто пьют кровь, а обретают куда больше субъектности — становятся мстительными, властолюбивыми, хитроумными и даже отчасти харизматичными.

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 12)

«Сын Дракулы» (1943)

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 13)

В «Сыне Дракулы» режиссера Роберта Сьодмака главным героем становится отпрыск графа-кровопийцы Алукард (Дракула, только наоборот), которого сыграл Лон Чейни — младший. Он галантный, но коварный злодей, после встречи с которым таинственным образом умирает отец его возлюбленной Кэтрин. Последняя становится наследницей богатой плантации, а хитрый вампир внезапно женится на ней, чтобы заполучить состояние, — кусает девушку и обрекает ее на бессмертие. Сын Дракулы беспощаден, его жертвами становятся все без разбору, он не щадит ни детей, ни стариков.

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 14)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 15)

«Сын Дракулы» (1943), реж. Роберт Сьодмак

Источник: Кинопоиск

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 16)

«Дракула»(1958)

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 17)

В следующем «Дракуле» Теренс Фишер переосмысляет работу Браунинга и Фройнда. В начале картины главный герой (его сыграл Кристофер Ли, который позднее снялся еще в девяти сиквелах фильма) предстает аристократом с безупречными манерами — однако, голодая, Дракула превращается в озверевшего хищника. Кровь жертв эффектно стекает по его белоснежной коже, а в моменты ярости глаза кровопийцы становятся багровыми — «Дракула» стал первым «вампирским» фильмом, снятым в цвете, так что сцены жестокости здесь выглядят особенно впечатляюще и жутко.

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 18)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 19)

«Дракула» (1958), реж. Теренс Фишер

Источник: Кинопоиск

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 20)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 21)

1960-Е — 1970-Е:

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 22)

В 1960-е, десятилетие сексуальной революции, образы вампиров постепенно эротизируются. Они перестают быть отталкивающими вурдалаками и превращаются в обаятельных соблазнителей. Тогда же на экране начинают появляться первые кровопийцы-женщины — прекрасные и опасные одновременно.

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 23)

«Невесты Дракулы» (1960)

В хорроре «Невесты Дракулы» (и снова Теренс Фишер) самый главный вампир — молодой барон, которого родная мать прячет в одной из комнат фамильного замка. Но однажды он оказывается на свободе — все потому, что в него влюбляется юная гостья Марианна. Вырвавшись, Дракула начинает охотиться на девушек, которых кусает и превращает в вампирш, своих «невест», которые затем сами становятся источником опасности для всех «мирных» жителей окрестных деревень. Кроме очевидной романтической подоплеки у картины есть и социальная: «недуг» вампиризма поражает здесь тех, кто выбирает праздный декадентский образ жизни.

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 24)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 25)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 26)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 27)

«Невесты дракулы» (1960), реж. Теренс Фишер

Источник: IMDb, Кинопоиск

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 28)

«Дочери тьмы» (1971)

На протяжении 1960-х кинематограф в основном снова и снова эксплуатировал образ графа Дракулы, но в самом начале следующего десятилетия у него появилась первая достойная конкурентка. Прекрасная графиня Батори (Дельфин Сейриг), героиня фильма «Дочери тьмы» (1971, в оригинале он называется Les Levres Rouges — «Красные губы») бельгийского режиссера Гарри Кюмеля, не имеет отношения к вселенной Дракулы, она не его «невеста» и не его жертва. Вместе с верной секретаршей Илоной (тоже вампиршей) она путешествует по Европе, охотясь на молодых людей обоего пола, — как и в случае с новым Дракулой, обращение в вампиры в ее случае подразумевает соблазнение. Жертвами графини в картине становятся молодожены Стефан и Валери. Саму Батори критики сравнивали с Марлен Дитрих.

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 29)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 30)

«Дочери тьмы», реж. Гарри Кюмель (1971)

Источник: IMDb

КОНЕЦ ХХ — НАЧАЛО ХХI:

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 31)

Вампиры конца ХХ — начала ХХI века все чаще изображаются романтичными героями, вызывающими у зрителей сострадание. Они способны на искренние чувства, рефлексию и тоску по недоступной для них жизни смертных. Кроме того, ближе к середине 1990-х кинематографисты все чаще начинают отходить от образа Дракулы и придумывать других героев. В поп-культуре появляются Лестат и Луи, а позднее Эдвард Каллен, которому суждено будет стать не менее знаменитым, чем граф Цепеш.

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 32)

«Дракула: Любовная история» (1988)

В фильме «Дракула: Любовная история» 1988-го года обаятельный вампир Влад Тепеш (фамилия не случайно созвучна с Цепеш) устает от бремени бессмертия. Внезапно он встречает Кейт, которая вызывает в нем подлинное чувство впервые за долгие века, и его существование вновь наполняется смыслом. Увы, Влад вынужден бороться со своим давним врагом и в конце концов погибнуть от рук антагониста ради спасения любимой женщины.

Здесь некогда кровожадный герой оказывается способным на самопожертвование во имя искренних чувств. Не зря в оригинале лента называется To Die For.

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 33)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 34)

«Дракула: Любовная история» (1988), реж. Деран Сарафян

Источник: IMDb, Кинопоиск

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 35)

«Дракула» (1992)

В вольной экранизации романа Брэма Стокера Фрэнсиса Форда Копполы вампир — трагический персонаж, отдавший душу дьяволу из-за невозможности пережить утрату возлюбленной. Вампир в исполнении Гари Олдмана предстает здесь в трех разных амплуа — жестокий воин эпохи средневековья, зловещий затворник, живущий в старинном замке в горах Трансильвании, и обольстительный мужчина средних лет. На протяжении всего фильма он страдает от своего бессмертия и пытается утешиться плотской любовью. Однако в то же время главной целью его жизни остается воссоединение с умершей Миной (Вайнона Райдер).

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 36)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 37)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 38)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 39)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 40)

«Дракула» (1992), реж. Фрэнсис Форд Коппола

Источник: IMDb, Кинопоиск

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 41)

«Интервью с вампиром» (1994)

Двое неразлучных друзей, чья история начинается в конце XVIII века, а заканчивается 1990-е. В фильме «Интервью с вампиром» (1994), экранизации романа американской писательницы Энн Райс, их сыграли Том Круз и Брэд Питт. Лестат — аристократ-кровопийца, красивый, благородный, но жестокий и жаждущий крови — обязательно свежей и человеческой. Он никогда не раскаивается в своих преступлениях, наслаждается бессмертием и вечной молодостью. Его противоположность — Луи, молодой человек, обреченный на вечную жизнь укусом Лестата. В отличие от друга и покровителя, он тяготится необходимостью убивать. Для Луи такое существование мучительно и безнравственно — вампир открыто задумывается о морали и милосердии. Еще за 20 лет до этого такое нельзя было и представить.

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 42)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 43)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 44)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 45)

«Интервью с вампиром» (1994), реж. Нил Джордан

Источник: IMDb, Кинопоиск

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 46)

«СУМЕРКИ» (2008)

Сага «Сумерки», первая часть которой вышла в прокат в 2008 году, как бы кто к ней ни относился, стала громким явлением поп-культуры, а Роберта Паттинсона, сыгравшего загадочного старшеклассника-вампира Эдварда Каллена, превратила в звезду мирового масштаба.

В отличие от многих других вампиров, Эдвард и его семья живут среди обычных людей и стараются под них мимикрировать. Каллены не пьют человеческую кровь, заменяя ее кровью животных. Впрочем, истинную натуру не скроешь: Эдвард странно бледен, на солнце его кожа сияет, а сам он по-звериному силен и быстр и умеет читать человеческие мысли. Как и Луи из «Интервью с вампиром» или Дракула Гари Олдмана, Каллен склонен к рефлексии — чувствует вину за потребность в крови, не желает убивать и тоскует по прежней жизни обычного смертного.

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 47)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 48)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 49)

«Сумерки» (2008-2012), реж. Кэтрин Хардвик

Источник: IMDb, Кинопоиск

2010-Е:

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 50)

«Сумерки» заложили новый тренд: в 2010-е вампиры в кино становятся все больше похожими на обычных людей. Режиссерам нравится фантазировать о том, как бы жили и вели себя вурдалаки, если бы поселились среди нас: как бы оплачивали счета, где бы работали, что носили и, разумеется, чем бы питались.

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 51)

«Выживут только любовники» (2013)

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 52)
Супружеская пара вампиров-эстетов, любящих размышлять о состоянии современного общества, из фильма Джима Джармуша «Выживут только любовники» — их роли сыграли Том Хиддлстон и Тильда Суинтон.

Адам — вампир, разочарованный в человечестве, утешение он находит лишь в музыке, а от самоубийства его спасает только любовь к Еве — жизнерадостной вампирше, повидавшей гораздо больше на этом свете, чем ее супруг. Оба презирают современный мир, скудость умов и потребительство. Несмотря на предвзятое отношение к окружающим, Адам и Ева не охотятся, а покупают или воруют кровь у врачей и пьют ее маленькими порциями, словно вкушают запретный плод.

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 53)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 54)

«Выживут только любовники» (2013), реж. Джим Джармуш

Источник: Кинопоиск

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 55)

«Реальные упыри» (2014)

Очеловеченных вампиров изображает и Тайка Вайтити в «Реальных упырях». В мьюкаментари-комедии Джемейн Клемент, сам Вайтити, Джонатан Бруг и Бен Френшам в ролях Владислава, Виаго, Дикона и Петира из Новой Зеландии живут вместе (прямо как друзья из одноименного ситкома) и сообща решают бытовые трудности — моют окровавленные чашки, ходят на семейные праздники и гуляют по вечерам. Образ каждого из героев отсылает к ранним вампирским лентам: Виаго напоминает Луи из «Интервью с вампиром» (1994), Петир — вурдалака из «Носферату, симфония ужаса» (1922), Дикон — Дракулу из фильма Брунинга (1931), а Владислав похож на героя Гари Олдмана из экранизации Копполы (1992).

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 56)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 57)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 58)

«Реальные упыри» (2014) реж. Джемейн Клемент, Тайка Вайтити

Источник: Кинопоиск

НАШЕ ВРЕМЯ:

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 59)

Как это часто бывает, круг замыкается: в самых новых «вампирских» лентах режиссеры вновь обращаются к истокам — и к историческому сеттингу. Вурдалаки снова становятся фэнтезийными и таинственными героями, которые воплощают собой визуальную метафору вечного проклятия. Возвращается на экраны и всем знакомый граф Дракула — кажется, снимать о нем кино Голливуду не надоест никогда.

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 60)

«Носферату» (2024)

«Носферату» 2024-го Роберта Эггерса отсылает к той самой классической немецкой картине «Носферату, симфония ужаса». Граф Орлок (Билл Скарсгард), живущий в собственном замке (действие происходит в XIX веке), далеко не симпатичный и совсем не миловидный вампир — выглядит он исключительно ужасающе. Вурдалак носит дворянское одеяние, однако под ним — истощенное мертвое тело и разлагающаяся, гниющая кожа.

В плену у графа оказываются агент по недвижимости Томас Хаттер и его юная жена Эллен (Лили Роуз-Депп). Носферату доводит пленницу до изнеможения и безумия, овладевая ее сознанием. На протяжении всего фильма Орлок скрывается в тени и лишь в конце, упиваясь кровью несчастной девушки, умирает на рассвете.

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 61)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 62)
От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 63)

«Носферату» (2024), реж. Роберт Эггерс

Источник: IMDb

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 64)

«ДРАКУЛА» (2025)

В «Дракуле», вышедшем в сентябре этого года, Люк Бессон, как и когда-то Фрэнсис Форд Коппола, представляет вампира в трех образах — свирепого воина, бледного вурдалака и благородного господина. Аристократ Дракула (Калеб Лэндри Джонс) здесь трагический романтик и даже страдалец, скорбящий о погибшей жене Елизавете и вечно ищущий ее вот уже 400 лет подряд. Для соблазнения жертв вампир Бессона использует изощренный способ — магический эликсир. В конце концов Дракула встречает супругу в облике женщины по имени Мина (еще одна отсылка к картине с Гари Олдманом) и постигает избитую истину: чтобы избавиться от проклятия и обрести покой, необходимо покаяться.

От «Носферату» до «Сумерек»: как менялись образы вампиров в кинематографе (фото 65)

«Дракула» (2025), реж. Люк Бессон

Источник: IMDb, Кинопоиск

false
767
1300
false
false
true
{"width":980,"column_width":125,"columns_n":6,"gutter":45,"margin":0,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Больше